Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kognitivnaya_psihologiya_drujinin / Дружинин В.Н. Когнитивная психология.doc
Скачиваний:
952
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
4.09 Mб
Скачать

Глава 7. Семантика и процессы порождения речи

контекста с инвариантом значения, за которым скрывается его множетс- венная вариативность. Референтное значение выражаемого является не заданным, а конструируируемым или созидаемым. Это означает, что фор- мы выражения имеют отношение скорее не к значениям, а к операциям, которые конструируют референтное значение. Содержание выражения не является внешней дооперациональной инстацией и, напротив, является продуктом этих операций и весьма далеко от того, чтобы быть выражен- ным в чем-то другом [Franckel, Paillard, 1998].

Психологические концепции. Во всех психологических концепциях рассмат- ривается более широкий, чем собственно языковой контекст. Так, большое внимание уделяется довербальным интенционным стадиям речи. В рамках когнитивной психологии разделяются процессы стимулируемого и нестиму- лируемого извне воспроизведения информации [Anderson, 1975]. Нестиму- лированное воспроизведение информации опирается на «внутреннею актив- ность», которая не вызывается внешним стимулом, или внешний стимул имеет к ней лишь косвенное отношение. Такая «внутренняя активность» за- нимает место мотивационного компонента. Большинство классических ког- нитивистских моделей опираются на идеи, представленные в трудах Н. Хом- ского [1977] и Дж. Миллера, Ю. Галантера, К. Прибрама [1965].

Согласно идеям Н. Хомского исполнительный вербальный процесс включает как понимание, так и порождение предложений. Затем и за дру- гим стоит препозиционный анализ структуры фразы, которая делится на подлежащее (предикат) и глагольную часть. Формирование речи начина- ется с генерации существительного и глагола, а также добавляющейся к ним группы слов. Глагольная часть затем соединяется с подлежащим. В данном случае процесс порождения речи представлен очень упрощенно и дан как зеркально обратный процессу ее понимания.

Для Дж. Миллера, Ю. Галантера, К. Прибрама речь является прежде всего навыком и подобно всякому навыку управялется «планом». Для каж- дого предложения разрабатывается отдельный точный моторный план его порождения. Моторный план опирается на грамматический план и управ- ляется. Структура грамматического плана представляет собой «иерархию грамматических правил образования и перестановки слов [Миллер, Галан- тер, Прибрам, 1965, с. 170]. Планы встраиваются в определенную иерар- хию, на вершине которой оказывается «метаплан», который может быть со- отнесен с намерением. Таким образом, выстраивается схема «намерение- грамматика—моторика».

Традиция Л.С. Выготского. Большинство моделей порождения речи, разра- ботанные в отечественной психологии, опираются на положения Л.С. Вы- готского об экстериоризации мысли через внутреннею речь к внешнему выражению в слове. Построение речи, по словам Л.С. Выготского, прохо- дит несколько стадий «...от мотива, порождающею какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию ее во внутреннем слове, за- тем — в значениях внешних слов и, наконец, в словах» [Выготский, 1982].

164

Модели порождения речи

Авторы схем

Этапы

I

II

III

IV

V

VI

Л.С. Выгот- ский [19821

мотив

мысль

внутреннее

слово

(смысл)

значение внешнего слова

слово

А.А. Леон- тьев,

Т.В. Рябова [1970]

мотив

мысль

внутреннее программи- рование

лексич. развертка, грамм. конструи- рование

внешняя речь

Т.В. Ахути- на[1975]

мотив

мысль

(речевая

интенция)

внутреннее программи- рование

смысловая структура, грамм. структура

кинетичес- кая программа

внешняя речь

А. Р. Лурия [1979]

мотив

основная мысль вы- сказывания

семантиче- ская запись

глубинные синтакси- ческие структуры

поверхност- ные

синтакси- ческие структуры

развертка: морфолог. фонолог.

Рис. 7.4. Схема речепорождаюших концепций в традиции Выготского-Лурии (адаптировано из [Зимняя, 2001]).

Таким образом, в начало речевого процесса ставятся мотив, цель или на- значение будущей речи. Мотив порождает мысль, которая затем «соверша- ется» или формируется в слове.

В дальнейшем эта идея была развернута в исследованиях А.Р. Лурии [Лурия, 1975] и А.А. Леонтьева и Т.В. Ахутиной (Рябовой) [Леонтьев, Ря- бова, 1970; Ахутина, 1975]. И.А. Зимняя, проанализировав модели, пред- ложенные в данном направлении оформила их в виде схемы-таблицы [Зимняя, 2001, с. 254], которую мы частично здесь приводим (рис. 7.4.).

Предложенные идеи развиваются и в лингвистических моделях, где со- храняются этапы замысла речевого высказывания и внутренней речи как глубинного компонента. Однако собственно лингвистические этапы полу- чают более дифференцированное раскрытие в зависимости от типа рече- вого высказывания [Кубрякова и др., 1991].

«Деятельностные» концепции. В качестве такой концепции можно рас- смотреть модель И.А. Зимней, которая предполагает, что речевую деятель- ность надо рассматривать с точки зрения не только мотива, внутренних интенций, но и с точки зрения предмета, средств и способов деятельнос- ти [Зимняя, 2001]. Автор предлагает уровневую модель порождения рече- вого высказывания, которая включает побуждающий, формирующий и ре- ализующий уровни. Побуждающий уровень включает коммуникативное намерение, замысел речи и ее мотив. Формирующий уровень подразделя- ется на две фазы: смыслообразующую и формулирующую. Смыслообразу- ющая фаза опирается на формирование пространственно-понятийной схе- мы будущего высказывания и его временной развертки, а формулирующая

165

Модели порождения речи

предполагает словесно-грамматическое структурирование. Реализующий уровень связан с озвучиванием высказывания.

Рис. 7.6. Обощаюшая модель речемыслительного процесса Т. Ушаковой (адаптировано из: [Дружинин, 1999]).

167

«Коммуникативные» модели. В последние два десятилетия активно разви- вается так называемое прагматическое направление в психолингвистике. При этом речь рассматривается вплетенной в процесс коммуникации, а модели порождения речи как подчиняющиеся требованиям коммуникатив- ного процесса. Текст понимается как «компонент коммуникативного про- цесса» [Павлова, 2000, с. 18]. Большое внимание здесь уделяется так на- зываемым «дискурсивным словам», которые сообщают об интенции на- чать, продолжить или закончить диалог, вводят собеседника в контекст, выражают отношение к тому, что говориться [Киселева, Пайар, 1997]. Ис- следователи, придерживающиесся данного подхода, опираются на не- сколько важных принципов. Во-первых, речь (или дискурс) понимается как «форма целенаправленного, соотнесенного с партнером и обстановкой вербального поведения, обеспеченного сложной системой знаний» [Пав- лова, 2000, с. 20]. Подчеркивается, что речь нельзя рассматривать вне ре- альных жизненных ситуаций и вне социального поведения людей. Во-вто- рых, большое внимание уделяется иитенциональным аспектам речевых коммуникаций. Активно исследуется выражение или сокрытие в речи ин- тенций говорящего и связанных с этим речевых планов. Для детального изучения интенционального плана был предложен метод «интент-анали-