Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kognitivnaya_psihologiya_drujinin / Дружинин В.Н. Когнитивная психология.doc
Скачиваний:
952
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
4.09 Mб
Скачать

Глава 14. Речевой онтогенез

тем анализировались их вокализации. Производились компьютеризованный спектрографический анализ, а также фонетическая транскрипция. Резуль- таты показали, что в возрастном интервале между 12 и 20 неделями жизни младенцев у них происходит заметное развитие имитаций воспринимаемой речи. Данные своих экспериментов авторы рассматривают не только как подтверждение и уточнение идеи весьма раннего развития у младенца спо- собности воспринимать и различать речевые звуки, но и как свидетельство тесной связи перцептивной и моторной речевой активности. Как об этом пишет П. Куль, «...восприятие влияет на продукцию на самой ранней ста- дии развития языка, утверждая идею о том, что перцептивно-моторная связь начинает функционировать чрезвычайно рано» [Кип!, 1994, р. 816].

Итак, вся совокупность проведенных в рассматриваемой области иссле- дований показала, что к тому времени, когда младенцы усваивают значе- ние слов и фраз и научаются произносить их, они приобретают способ- ность узнавать элементы языка по общим перцептивным характеристикам и в определенной степени имитировать речевые звуки [Kuhl, 1994].

Естественно встает вопрос, каким образом детская психика приобретает такого рода способность. Совершенно очевидно, что в рассматриваемых условиях не работают механизмы научения в традиционном смысле сло- ва: здесь нет выработки дифференцировок условнорефлекторного харак- тера, поскольку отсутствует подкрепление; тем более здесь нет каких-либо сознательных усилий, направленных на различение звуковых паттернов. Из этого следует, что для выработки адекватной объяснительной теории требуется новый подход. Он предложен в разработках американской ис- следовательницы П. Куль [1994].

В общем ходе раннего предречевого развития младенца автор отмечает то обстоятельство, что изначально новорожденный способен различать практически любые фонетические элементы, существующие во всех миро- вых языках, и демонстрирует высокую чувствительность к акустическим из- менениям, происходящим у границ фонетических категорий. Однако к воз- расту около 12 мес младенец утрачивает такую способность и перестает слы- шать ранее им различаемые контрастные позиции других языков. Класси- ческим примером может служить тот факт, что в раннем младенческом воз- расте японские дети различают звуки рил, тогда как в старшем возрасте это различие ими не улавливается. Таким образом оказывается, что вербальное развитие идет в направлении от «общеязыкового» к «специфически языко- вому». Куль объясняет это явление действием самоорганизующихся процес- сов, приводящих к адаптивности, но сопровождающихся потерей гибкости.

В чем конкретно состоит этот процесс самоорганизации? Для его объяс- нения Куль предлагает теорию, получившую название эффекта перцептив- ного магнита (perceptual magnet effect). По ее мнению, у субъекта, не имею- щего опыта в данном языке, вербальные сигналы запечатлеваются в перцеп- тивном пространстве, все элементы которого расположены более или менее равномерно. По мере накопления языкового опыта субъект подвергается воз- действию языкового материала, среди которого постоянно встречаются наи- более распространенные и типичные фонетические образцы — прототипы,

414

Речевое развитие от года до школьного возраста

фиксирующиеся в памяти младенца. По мере повторения воздействий тако- го рода зафиксированный прототип приобретает свойство притягивать к себе близкие звуки, он становится для них своего рода магнитом. Тогда под влия- нием происходящих процессов перцептивное пространство языковых звуков искажается, в нем возникают зоны сгущения и разряжения. В зонах сгуще- ния входящие в них образцы становятся трудно различимыми между собой, в результате чего образуются фонетические категории. (Вспомним в этой свя- зи неразличимость звуков р и л в японском языке.) Зато фонетические при- знаки, находящиеся в «зонах разряжения», различаются между собой гораз- до легче; они образуют границы перцептивных категорий.

Фонетические прототипы специфичны для различных языков. Поэто- му у каждого носителя данного языка формируется специфическая «пер- цептивная карта», закрепляющая категоризацию фонетических признаков и воспринимаемые дистанции между стимулами. Такая карта обеспечива- ет легкое распознавание фонем различных категорий родного языка, но зато с трудом функционирует при восприятии чужого языка.

Теория перцептивного магнита опирается на многие эмпирические и экс- периментальные факты. Хотя центральный экспериментальный факт получен Куль с сотрудниками при исследовании взрослых людей, теория перцептивного магнита распространяется авторами и на область раннего детского возраста на основании исследований, проведенных на шестимесячных младенцах, воспи- танных в языковых средах Швеции, Англии и Японии [Kuhl, 1994].

Речевое развитие от года до школьного возраста

(1-7 лет)

Обычно к концу первого — началу второго года жизни ребенка на фоне его продолжающегося лепета и младенческого пения у него появляются звуко- комплексы, которые квалифицируются окружающими как первые детские сло- ва. По своему звуковому оформлению они могут быть близкими лепетным зву- кокомплексам (типа ма-ма, па-па) и получили название «нянечных слов». Их звучание оказывается сходным у детей всего мира. Принципиальное отличие первых слов от лепета — в их «осмысленности», отмечаемой окружающими. Эта «осмысленность» довольно трудно поддается объективному определению. Первые детские слова обычно не имеют прямых референтов, т.е. не называ- ют конкретные предметы или явления мира. Их семантика весьма своеобраз- на, вследствие чего их квалифицируют порой как однословные предложения. Это своеобразие состоит в том, что одним словом малыш обозначает целую ситуацию, причем одно и то же слово может относиться ко многим ситуаци- ям. К двухлетнему возрасту словарь малышей порой насчитывает до 25 слов. В дальнейшем происходит его быстрый рост. Словарь шестилетних детей до- ходит в среднем уже до 15 000, а к возрасту в 10—12 лет практически сравни- вается по объему с житейским словарем окружающих.

В возрасте от полутора до двух с половиной лет при нормальном темпе

415