Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kognitivnaya_psihologiya_drujinin / Дружинин В.Н. Когнитивная психология.doc
Скачиваний:
952
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
4.09 Mб
Скачать

Глава 9. Интеллект

Впоследствии Хант продемонстрировал индивидуальные различия в способах кодирования информации, которые также оказались связанны- ми с успешностью выполнения психометрических тестов. Испытуемым предъявлялась фраза типа «плюс выше звездочки» и картинка + (либо +) с требованием оценить, соответствует ли смысл фразы заданному на картин- ке соотношению элементов. Выяснилось, что в данных условиях обнару- живают себя две формы репрезентации этой простейшей проблемной си- туации: одни испытуемые сначала мысленно описывали картинку с по- мощью соответствующего лингвистического суждения и затем соотноси- ли его с заданной фразой («вербализаторы»), другие — мысленно создава- ли образ заданной фразы и сравнивали его с картинкой («визуализаторы»). Факты свидетельствовали, что вербализаторы имеют более высокие оцен- ки на вербальных тестах, визуализаторы, напротив, — на пространствен- ных тестах [Hunt, 1983].

Р. Стернберг проводил свои экспериментальные исследования в рам- ках когнитивного компонентного метода, ориентированного на анализ не- посредственно самого процесса выполнения определенного интеллекту- ального теста (например, теста вербальных аналогий, включающего зада- ния типа «Вашингтон относится к цифре 1, как Линкольн — к цифрам: 5; 10; 15; 20» с требованием выбрать правильный вариант ответа). Задача зак- лючалась в том, чтобы определить, какие выделенные элементарные ин- формационные процессы и в какой мере оказывают влияние на индиви- дуальную успешность исполнения соответствующего вербального теста.

По данным Стернберга, процесс поиска правильного ответа в тесте аналогий включает пять более элементарных информационных процес- сов: декодирование (перевод стимула во внутреннюю ментальную репре- зентацию в виде развертывания значения основных слов); умозаключение (нахождение возможной связи между первым и вторым элементами пер- вой половины аналогии); сравнение (нахождение правила, связывающе- го две половины аналогии); проверка (уточнение правильности обнару- женных связей применительно ко второй половине аналогии); построе- ние ответа (правильный ответ «5», так как если президент Вашингтон изображен на банкноте в 1 доллар, то президент Линкольн — на банкно- те в 5 долларов).

Это исследование позволило Стернбергу установить два интересных факта. Во-первых, время, затрачиваемое испытуемыми на процесс ре- шения, распределялось следующим образом: 54% — декодирование, 12% — умозаключение, 10% — сравнение, 7% — проверка и 17% — от- вет. Таким образом, фаза построения ментальной репрезентации, судя по объему затраченного времени, играет особую роль в организации процесса поиска решения. Во-вторых, испытуемые, имевшие более вы- сокие оценки по тестам интеллекта, были более быстрыми на последних четырех фазах, но более медленными на фазе декодирования информа- ции [Sternberg, 1986].

270

Экспериментально-психологические теории интеллекта

Функционально-уровневый подход

Структурно-уровневая теория интеллекта

Б.Г. Ананьев полагал, что интеллект— это сложная умственная деятель- ность, представляющая собой единство познавательных функций разного уровня. Вслед за положением Л.С. Выготского о том, что преобразование связей между различными психологическими функциями составляет осно- ву психического развития, в рамках данной теории получил обоснование тезис об интеллекте как эффекте межфункциональных связей основных познавательных функций. В частности, на уровне эмпирического иссле- дования изучались такие познавательные функции как психомоторика, внимание, память и мышление, которые и рассматривались как компонен- ты интеллектуальной системы.

В соответствии с исходной теоретической позицией структура интеллек- та описывалась на основе выявления с помощью процедур корреляцион- ного и факторного анализа характера связей как между различными свой- ствами отдельной познавательной функции, например, объемом, распре- делением, переключением, избирательностью и устойчивостью внимания {внутрифункциональные связи), так и между познавательными функциями разного уровня, например, вниманием и памятью, памятью и мышлени- ем и т.д. {межфункциональные связи).

В итоге был сделан вывод, что общая направленность интеллектуаль- ного развития в зависимости от возраста характеризуется единством про- цессов когнитивной дифференциации (возрастанием выраженности свойств отдельных познавательных функций) и когнитивной интегриро- ванное™ (усилением межфункциональных связей между познавательны- ми функциями разного уровня), задающих архитектонику целостной структуры интеллекта [Ананьев, Степанова, 1972; 1977].

Было показано, что характер внутри- и межфункциональных связей ме- няется с возрастом.

Во-первых, если в 18-25 лет интеркорреляционные связи между пока- зателями внимания и мышления составляют 14,1%, то в возрасте 26-33 года — уже 86%. Если же рассматривать только связи с вербально-логиче- ским мышлением, то рост связей с возрастом становится еще более пока- зательным: 9,7 и 90% соответственно.

Во-вторых, по мере возрастного развития в структуре интеллекта наблю- дается тенденция увеличения количества и величины корреляционных свя- зей как между разными свойствами одной познавательной функции, так и между познавательными функциями разных уровней. Этот факт был про- интерпретирован как проявление эффекта интеграции разных форм интел- лектуальной активности и, соответственно, как показатель становления целостной структуры интеллекта (в контексте идеи «общего интеллекта») на этапе взрослости.

В-третьих, с возрастом происходит перестановка основных компонентов в структуре интеллекта. В частности, в 18—25 лет самым мощным, по дан-

271