Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kognitivnaya_psihologiya_drujinin / Дружинин В.Н. Когнитивная психология.doc
Скачиваний:
952
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
4.09 Mб
Скачать

Глава 6. Ментальная репрезентация

ровано подобие окуломоторных и временных характеристик при перера- ботке визуальных стимулов и воображаемых объектов.

Систематическое изучение природы образного кода было предпринято в ранних работах Косслина [Kosslyn, 1973]. Испытуемым предлагали для ознакомления карту острова и просили «по памяти» представить один из пунктов, а затем какой-нибудь другой (на который указывает эксперимен- татор). Была получена жесткая зависимость между временем «припомина- ния» того, где находится один пункт относительно второго, и реальным расстоянием между этими пунктами. Результаты интерпретировались как 'доказательство сходства между пространственной структурой внутренне- го образа (представлением) и пространственной структурой соответству- ющего ей внешнего референта.

В последующих экспериментах было показано, что имеется структур- ное и функциональное подобие между перцептивными и ментальными об- разами. Как в перцептивном образе, так и в ментальном сохраняются преж- де всего пространственные (топологические) характеристики объекта. Этот вывод был сделан Бруксом (1968). Он просил своих испытуемых визуаль- но или мысленно обвести по контуру букву F. Одновременно с этим ис- пытуемые должны были выполнять вторую задачу, включающую простран- ственные компоненты. Было показано, что наибольшая интерференция происходит в том случае, когда требуется одновременно выполнять две за- дачи, адресованные образному коду, по сравнению с ситуацией, когда ин- терферирующая задача является вербальной.

Важные свойства ментальных образов, в частности то, что при менталь- ном манипулировании сохраняются пространственные характеристики объектов, иллюстрируют следующие эксперименты.

Ментальная ротация. Купер и Шепард (1973) предъявляли испытуемым букву R либо в нормальном положении, либо в зеркальном отображении под разным углом. Испытуемых просили оцепить, является ли это изоб- ражение нормальной буквой или ее зеркальным отображением. Была по- лучена зависимость времени оценки буквы от угла ее поворота. В после- дующем данный эксперимент был повторен на цифрах, геометрических фигурах, сложных объектах. На основании этих экспериментов был сде- лан вывод, что ментальные образы сохраняют пространственные характе- ристики, присущие реальным физическим объектам, а скорость ротации зависит от природы объектов: для поворота простых объектов на 180 гра- дусов требуется примерно 0,5 с, а для сложных — около 3,5 с (см. подроб- нее [Солсо, 1996; Eysenk, Kean, 1997]).

Ментальное сравнение. Функциональное сходство восприятия и представ- ления было продемонстрировано в работе Мойера (1973). Мойер просил испытуемых сравнить двух животных, различающихся по параметру раз- мера. Оказалось, что оценка выносилась быстрее в том случае, если жи- вотные значительно различались по оцениваемому физическому параметру («Кто больше, кролик или лев?» или «Кто больше, волк или лев?»). Сход-

124

Репрезентация как формат психического отражения

ные результаты были получены при оценке объектов по абстрактным па- раметрам [Ришар, 1998].

Ментальное сканирование. Эксперименты по ментальному сканированию позволяют выявить еще один параметр, по которому ментальные и перцеп- тивные образы оказываются сходными, — по соотносительному размеру частей этих объектов (вне зависимости от того, воспринимаются ли они или представляются).

Косслин (1974) просил представить пару известных объектов (кролик и слон, кролик и муха) и оценить их размеры. Оказалось, что кролик в паре со слоном кажется меньше, чем в паре с мухой, и для рассмотрения неко- торых деталей кролика (например, ушей) в первом случае требуется боль- ше времени, чем во втором. Отсюда был сделан вывод, что в ментальном пространстве сохраняются соотносительные размеры, присущие реальным объектам.

В другом эксперименте Косслина (1978) испытуемым предлагалась для заучивания карта воображаемого острова, на котором располагались неко- торые пункты — пляж, дом, озеро и пр. Затем карту убирали. Испытуемых просили представить ее «во внутреннем взоре» и «посмотреть» на какой-либо из пунктов; после этого им назывался какой-то другой пункт, требовалось ответить, имеется ли он на карте (ответ «да» или «нет») и провести прямую линию от первого пункта ко второму. Регистрация времени ответа позволила оценить скорость перемещения «в ментальном пространстве» (рис. 6.3).


Рис. 6.3. Карта, используемая в экспериментах Косслина, и время ответа да в зависимости от расстояния между пунктами (цит. по: [Richard J., Richard Ar., 1992, p. 456]).


125


Было показано, что динамика времени ментального сканирования по- добна динамике рассмотрения этих объектов на карте, т.е. образный код