Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kognitivnaya_psihologiya_drujinin / Дружинин В.Н. Когнитивная психология.doc
Скачиваний:
952
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
4.09 Mб
Скачать

Глава 15. Детерминанты когнитивного развития

Пиаже выдвинул три возможные причины наблюдаемых различий:

  • Одни культуры более сильно стимулируют развитие интеллекта, чем другие.

  • Уровня формальных операций могут достигать не все индивиды. Фор- мальные операции возникают только на определенном уровне интел- лектуального развития.

  • Все индивиды достигают стадии формальных операций. Однако фор- мальные операции достигаются прежде всего в областях деятельности взрослых. Эта возможность была предпочтительной для Пиаже и пред- ставляет собой линию согласования данных о культурных различиях, обозначенную как «локальный конструктивизм» (цит. по: [Коул, 1997]).

Дасен представил результаты цикла исследований, подтверждающих идею «локального конструктивизма». Основная идея заключалась в том, что когни- тивные задачи в разных культурах обладают различной ценностью в зависи- мости от традиций и образа жизни. Дасен сравнивал выполнение заданий на сохранение количества жидкости в племени бауоле (Берег Слоновой кости) и инуит (Канада). Бауоле выращивают овощи, занимаются их хранением и обменом на другие товары, и количественные представления являются осно- вой их жизненных ценностей. Инуиты — охотники, для которых простран- ственные представления значительно важнее, чем количественные сравнения. Если идея «локального конструктивизма» верна, тогда культура бауоле долж- на способствовать развитию количественных представлений, а культура ину- итов— пространственных. Эксперименты Дасена подтвердили данное пред- положение. В дальнейших исследованиях Дасен показал, что стадия конкрет- ных операций универсальна при условии соответствия когнитивных задач ценностным локальным установкам данной культуры («локальный конструк- тивизм»). Однако исследования, проведенные в 1980—90-х годах, показали, что стадия конкретных операций у современных американских и европейс- ких детей наступает раньше, чем предполагал Пиаже [Siegal, 1991].

Процесс категоризации и запоминания был исследован М. Коулом в пле- мени кпелле (Либерия, Западная Африка). Удивительным является факт, из- вестный из литературы и полевых наблюдений, что американцы и европей- цы, приезжающие в Африку, не могут научиться различать растения, хорошо известные не только местному населению, но и детям. Даже этнографы, про- являющие специальный интерес к изучению лекарственных растений, не мог- ли преодолеть неспособности определять их. Дети племени кпелле играют в местную игру, которая способствует классификации растений и запоминанию названий. Листья разных растений разбрасываются вдоль веревки, и дети дол- жны бежать вдоль нее и называть все листья. Возможность категоризации ли- стьев стала предметом одного из исследований. В исследовании участвовали две группы испытуемых: студенты американских и канадских колледжей, ра- ботавших в экспедиции, и либерийцы. Каждая группа была поделена на три подгруппы, условия эксперимента в которых отличались. Испытуемым пер- вой подгруппы сообщалось, к какой категории (деревья или кустарники) от-

456

Культура и влияние социального контекста

Таблица 15.11 Быстрота категоризации листьев в различных экспериментальных условиях

в экспериментах Коула

Испытуемые

I подгруппа

II подгруппа

III подгруппа

Либерийцы

1,1

7,3

6,8

Американцы и канадцы

8,9

9,8

9,0

носятся предъявляемые листья, затем в контрольной серии их просили опре- делить категории, к которым относились листья. Испытуемым второй под- группы предъявлялся такой же набор листьев, по тем же категориям, но со- общалось, что эти листья принадлежат двум вымышленным людям Сумо и Тогба (местные имена). В контрольной серии они должны были классифи- цировать листья по принадлежности этим двум людям. Испытуемым третьей подгруппы также сообщалось, что листья принадлежат Сумо и Тогба, но ли- стья были распределены на две категории случайным образом, так что мест- ная классификация листьев не могла помочь отнести их к тому или иному пер- сонажу. Число попыток, необходимых для правильной идентификации всех листьев, различалось по группам и условиям эксперимента и распределилось следующим образом (табл. 15.11).

В среднем американцам и канадцам требовалось 9 попыток для правиль- ной идентификации всех листьев независимо от условий научения. Кпелле научались быстрее, но при определенном условии. Когда их просили иден- тифицировать листья деревьев и кустарников, они быстро справлялись с за- данием. Когда же листья надо было разбить на категории по принадлежнос- ти Сумо и Тогба, даже в случае, если все листья деревьев принадлежали Сумо, а кустарников — Тогба, они были не более успешны, чем в случае распреде- ления листьев по этим двум категориям в произвольном порядке. Они не ис- пользовали хорошо известную им классификацию листьев. Местные жители легко узнавали листья и могли их отнести к категориям, но когда вводилось вымышленное и произвольное основание для классификации, известная им классификация никак не влияла на успешность выполнения задания. (Поче- му все-таки у Сумо должны быть все листья деревьев, когда Тогба владеет ли- стьями кустарников?) Образованные иностранцы медленно научались иден- тифицировать листья, не могли использовать категориальные различия. Коул с сотрудниками пришли к выводу, что «культурные различия в когнитивных процессах скорее коренятся в обстоятельствах применения каких-то конкрет- ных когнитивных приемов, чем в наличии соответствующих психических про- цессов водной группе и их отсутствии в другой» (цит. по: [Коул, 1997, с. 100]).

При обучении математике местные дети кпелле научались складывать простые числа. Если им показывали пример: 2+6=?, а затем давали конт- рольный вопрос: 3+5=?, дети протестовали, считая, что это несправедли- во и требовали знакомого примера. Однако те же дети и взрослые кпелле отлично торговали и даже обманывали туристов.

457