Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kognitivnaya_psihologiya_drujinin / Дружинин В.Н. Когнитивная психология.doc
Скачиваний:
952
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
4.09 Mб
Скачать

Глава 14. Речевой онтогенез

он становится основой как бы внутренней активности речи, ее интенциональ- ной направленности, постоянно проявляющейся в более зрелом возрасте.

Необходимо также отметить, что в определенной временной точке до- словесного развития становится специфически значимым фактор речево- го общения окружающих с младенцем. Это тот момент, когда малыш ока- зывается способным воспринимать звуко-речевые образцы для имитации, а тем самым и для перенятия используемого окружающими языка.

В изложенных фактах проступают контуры ответа на фундаментальный вопрос о путях связывания психических и физиологических реакций в ре- чевом функционированиии.

Импрессивно-речевая функция в младенческом возрасте

В импрессивной речевой функции необходимо выделять два явления: воспри- ятие как различение речевых звуков и восприятие как понимание значения вос- принятой речи, ее соответствия действительности. Представленные в совре- менной науке данные свидетельствуют о том, что эти способности различны по своей сущности; соответственно, их изучение идет различными путями. Во времени названные способности формируются последовательно одна за дру- гой. В настоящем разделе будут рассмотрены данные, относящиеся к первой из них, а именно — способности различения младенцем речевых звуков.

К настоящему времени получено много интереснейших фактов, рас- крывающих характер перцептивных процессов при различении речевых звуков совсем маленькими детьми. Сравнительно недавно считалось, что начальное различение звуков человеческой речи младенцем возникает в непосредственной временной близости к появлению первых произноси- мых им слов, т.е. в возрасте около года. Новые данные говорят, однако, о существенно более раннем проявлении в онтогенезе способности специ- фически реагировать на человеческую речь.

Многие авторы приводят свидетельства того, что уже во внутриутробном периоде своего существования будущий младенец испытывает влияние той речи, которая звучит вокруг него [Moon, Cooper, Fifer, 1993; DeCasper, Fifer, 1980; DeCasper, Spence, 1986; Jusczyk, Fredericietal., 1993]. Исследование внут- риматочной среды в плане возможности прохождения сквозь нее акустичес- кого сигнала показало, что интесивные звуки (порядка 80 дБ), низкой часто- ты (около 300 Гц) достаточно легко проникают в матку. В этих условиях про- содика речи — основной тон, ударения, интонационные характеристики го- ворящего достигают слуха плода, однако сами слова плохо различимы. Эту ситуацию можно сравнить со звуками речи, слышимыми через стену, когда человеческий голос различим, но слова не выделяются [Kuhl, 1994, p. 816J.

В силу столь раннего эффекта воздействия речевой акустики на органы слуха плода слуховая система новорожденного оказывается в определенной степени адаптированной к действующему вокруг языку. Эта особенность вы- явлена экспериментально; она проявляется в том, что новорожденный об- наруживает предпочтение в отношении материнского языка. Данные, сви- детельствующие об этом, приводятся в публикации [С. Moon, R.P. Cooper,

412

Речевой онтогенез (от рождения до года)

W.P. Fifer, 1993). Авторы работали с новорожденными детьми двух дней отро- ду, изучая их поведенческие проявления в ситуации, когда их кормили матери. Для одной половины новорожденных материнским языком был испанский, для другой половины — английский. На фоне предъявления слов родного языка сосание младенца было значительно более активным в сравнении с тем, каким оно было в ситуации предъявления слов неродного языка. Эти данные авторы понимают как свидетельство значимости словесных воздействий, полученных новорожденным еще во время внутриутробного существования.

Аналогичного характера свидетельства получены в еще более ранних рабо- тах Де Каспер с сотрудниками [De Casper, Fifer, 1980, De Casper, Spence, 1986]. Авторы приходят к заключению, что голос матери и простые тексты, произно- симые ею в последний период беременности, узнаются новорожденным.

Джазжик с савторами [Jusczyk, Friederici et al., 1993; Jusczyk, Cutler, Redaz, 1993] исследовали длительность слушания младенцем словоподоб- ных звуковых паттернов и поворот головы малыша в их сторону, когда эти паттерны имитировали фонетику слов родного или неродного языка. Об- наружилось, что американские младенцы в возрасте 9 мес в соответствии с используемыми показателями предпочитали паттерны, имитирующие ан- глийский язык. Датские младенцы предпочитали воздействие звуковых паттернов, имитирующих звуки датского языка. Особенности, обнаружен- ные у младенцев девятимесячного возраста, у шестимесячных малышей еще не проявлялись. Поскольку дети не имели опыта различения исполь- зуемых в эксперименте словоподобных форм, понятно, что различение производилось на основе узнавания фонетических элементов, отдельных звуковых признаков. Существенным для распознания звукоформ оказалось также место постановки ударения в слове [Kuhl, 1994].

Данные об очень раннем проявлении способности различения словопо- добных звуков согласуются с результатами исследований, в которых пока- зано столь же раннее проявление способности младенца имитировать зву- ки языка окружающих. Традиционно считалось, что речевая имитация впер- вые возникает у ребенка в возрасте, близком к одному году. Не расходясь с этим мнением, де Буассон-Барди [de Boysson-Bardies, 1993] приводит в своей публикации данные о времени появления речевой имитации у детей, вос- питывающихся в разных культурах. Годовалый возраст представлен как наи- более вероятный для появления начальных словоформ. Отмечено также, что к этому возрасту дети разных национальностей и культур обнаруживают зна- чительную продвинутость в умении имитировать речь и дифференцирован- но используют как гласные, так и согласные звуки.

Однако исследование более раннего и не столь дифференцированного проявления способности к имитации речевых звуков показало, что это про- исходило в гораздо более ранние сроки. Так, в работе П. Куль и Э. Мелт- зоффа [Kuhl, Meltzoff, 1995, p. 29] исследовались вокализации младенцев при просмотре ими видеозаписи, где была представлена женщина, произнося- щая звуки а, и, у. Эксперименты проводились на трех группах детей возрас- та 12, 16 и 20 недель. Младенцы просматривали и прослушивали запись каж- дый третий день в течение 5 мин. Во время просмотра записывались, а за-

413