Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kognitivnaya_psihologiya_drujinin / Дружинин В.Н. Когнитивная психология.doc
Скачиваний:
952
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
4.09 Mб
Скачать

Глава 8. Мышление

вого задания. Точнее, выяснялось, в каких условиях испытуемые могут вос- произвести те свойства предметов, которые связаны с побочным продук- том действия.

В одном из конкретных вариантов своих экспериментов Я.А. Понома- рев просил испытуемых образовать рисунок из фрагментов, находящихся на разных планках. Когда испытуемые выполняли задание, складываю- щийся рисунок был, естественно, прямым продуктом их действия, и пос- ле окончания опыта они легко могли вспомнить, какие рисунки они сло- жили. Расположение планок при решенной задачи не было непосредствен- но связано с целью, которую испытуемый преследовал, оно было побоч- ным продуктом. Когда испытуемого просили сделать чертеж расположе- ния планок или дать словесный отчет, он оказывался неспособным сделать это, по крайней мере в отношении последних задач. Однако это не озна- чает, что побочный продукт не запечатлевается совсем: те же самые испы- туемые могли верно воспроизвести расположение, раскладывая сами план- ки на столе в перевернутом виде, т.е. без опоры на рисунок.

Следовательно, в ходе нашей деятельности складывается не только со- знательный, но и особый интуитивный опыт, который включает в себя то, что не связано с целью действия и по этой причине не находится в поле нашего внимания. Те свойства предметов, которые не попадают в поле на- шего внимания, не исчезают для нас совсем, по и не доступны нашему со- знательному контролю. Интуитивный опыт, складывающийся вне созна- тельного желания субъекта, проявляется только в его действиях.

Я.А. Пономареву удалось выявить и некоторые другие любопытные свойства интуитивного опыта. В ходе еще одного его эксперимента испы- туемым давалась задача «Политипная панель», где от них требовалось на- деть по определенным правилам серию планок на панель. Форма итого- вого расположения планок на панели была побочным продуктом действия. После того как испытуемые относительно легко выполняли задание, им да- валась следующая задача, состоявшая в нахождении пути в лабиринте. Идея эксперимента заключалась в том, что оптимальный путь в лабирин- те повторял по форме итоговое расположение планок в задаче «Панель». Результат оказался следующим: если в обычных условиях, проходя лаби- ринт, испытуемый совершал 70—80 ошибок, то после решения задачи «Па- нель» — не более 8—10. Самое удивительное, однако, состояло в том, что стоило только потребовать от испытуемого объяснять причину выбора пути в лабиринте, как число ошибок резко возрастало. Когда Я.А. Пономарев ставил этот вопрос своим испытуемым, совершившим до того 2—3 ошиб- ки, на середине пути, во второй половине пути они совершали 25—30 оши- бок [Пономарев, 1976, с. 200].

Основной теоретический вывод, который можно сделать из описанно- го эксперимента, состоит в том, что люди могут функционировать в раз- личных режимах. В хорошо осознанном логическом режиме они не име- ют доступа к своему интуитивному опыту. Если же в своих действиях они опираются на интуитивный опыт, то тогда они не могут осуществлять со- знательный контроль и рефлексию своих действий.

218

Мышление в сложных семантически областях и компетентность

При решении задачи, которая не является принципиально новой для субъекта, решающий, функционируя на логическом уровне, актуализиру- ет нужные знания и создает адекватную модель. При столкновении с нео- бычной задачей логические знания субъекта оказываются недостаточными. Тогда функционирование психического механизма, по выражению Я.А. По- номарева, «спускается» на более интуитивные уровни. В сфере интуиции опыт менее структурирован, но более богат, поэтому субъекту иногда уда- ется найти ключ к решению задачи. Это нахождение ключа, как и вся дея- тельность на интуитивном уровне, эмоционально окрашено. Если прин- цип решения на интуитивном уровне найден, субъекту нужно еще его оформить в виде хорошо структурированной модели, перевести на логи- ческий уровень. Решающий, как говорил Я.А. Пономарев, «карабкается» по уровням психологического механизма.

Теория Я.А. Пономарева позволяет объяснить описанные выше стадии творческого процесса. Вначале происходит подготовка: субъект безрезуль- татно использует логические методы решения. Затем наступает фаза созре- вания: решающий оставляет сознательные попытки, однако взамен вклю- чается интуитивный уровень мышления. Эта фаза может завершиться эмо- ционально окрашенным озарением. Затем остается вновь провести логи- ческую работу по реализации замысла.

Мышление в семантически сложных областях и компетентность

Характерной чертой современной жизни является профессионализация наиболее высоких уровней интеллектуальной и творческой деятельности. Этот феномен связан с тем, что высшие достижения интеллекта относят- ся к семантически сложным областям, т.е. к таким сферам, где индивид оказывается уже перед фактом наличия множества предшествующих раз- мышлений, идей, теорий. Например, человек, желающий заниматься пси- хологией, оказывается перед областью, где много неизвестного, но много и уже полученных фактов, построенных теорий, выработанных методов. Человек, желающий сегодня стать профессиональным шахматистом, дол- жен узнать о выработанных до него методах игры, дебютах, эндшпилях и т.д. Решение шахматистом отдельной задачи (нахождение хода) зависит от всего его предшествующего опыта решения подобных задач. В семантиче- ски сложных областях типа шахмат или области науки существуют задачи, по своей сложности превосходящие возможности решения человеком не только за короткий отрезок времени, но и в течение всей жизни. Такие за- дачи решаются коллективными усилиями человечества. Например, выяв- ление законов динамики является интеллектуальной и творческой задачей, которая потребовала от человечества многовековых усилий. Исаак Нью- тон, создавший последовательную теорию механики, признавая роль кол- лективного труда в своем открытии, говорил, что видел так далеко, пото- му что стоял на плечах у гигантов.

219