Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kognitivnaya_psihologiya_drujinin / Дружинин В.Н. Когнитивная психология.doc
Скачиваний:
952
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
4.09 Mб
Скачать

Глава 13. Когнитивное развитие

Начиная с 80-х годов XX века исследования в направлении понимания ментальное™ развивались очень интенсивно. В 1978 г. Примак и Нуддраф [Premack, Nooddruff, 1978] при обсуждении возможности шимпанзе пони- мать ментальность определили theory of mind как возможность индивида выделять ментальные состояния у себя и у других. Такие состояния не на- блюдаются непосредственно, они проявляются в предвидении поведения других. Эти ментальные состояния могут рассматриваться как отражение собственных целей, интенций, знаний, веры, мыслей, сомнений, обмана и т.п. Обсуждая положения, выдвинутые Примаком и Нуддрафом, три фи- лософа (Bennett, Dennett, Harman) независимо друг от друга выдвинули предположение, что можно сконструировать ситуацию, которая бы пока- зала наличие или отсутствие теории психического у животного (цит. по: [Flavell, 2000]). Животное видит, как другое животное кладет объект (ба- нан) в контейнер А и затем уходит. Объект перекладывают из контейнера А в контейнер В. Если шимпанзе ожидает, что вернувшийся второй шим- панзе будет искать его в первоначальном контейнере, то это будет демон- стрировать наличие уверенности, что объект должен находиться в том же самом месте, где его оставили, а следовательно, ожидания базируются на ментальных представлениях своих и другого. Эта идея была использована при тестировании маленьких детей и известна как тест уверенности: здесь куклы Салли и Анна разыгрывают подобную ситуацию.

Одной из центральных задач при становлении теории психического яв- ляется разделение между физическим объектом и агентом или субъектом — носителем психического. Поэтому многие исследования посвящены изу- чению природы и ранних проявлений знаний о наиболее элементарных типах ментальных состояний (желаний, уверенности, общего внимания и восприятия и т.п.).

Развитие понимания психического в младенчестве и раннем возрасте

В недавних работах Спелке с коллегами [Spelke, Philips, Woodward, 1995] были представлены доказательства, что младенцы могут отличать причи- ну движения физических объектов от социальных. Сравнивали возможно- сти семимесячных младенцев понимать необходимость контакта как при- чины движения при взаимодействии физических тел и людей (рис. 13.9).

В ознакомительной пробе младенцы смотрели, как один физический объект или изображение человека появлялись с одной стороны централь- ного экрана и перемещались позади него. Второй объект или человек по- являлись из-за экрана с другой стороны за интервал времени, при кото- ром первый объект вступал в контакт со вторым. Затем все происходило в обратном порядке. В тестовой серии экран отсутствовал и младенцы ви- дели или контактные, или неконтактные события. В контактных событи- ях физический объект или человек двигались по тому же пути, что и в озна- комительной серии; происходил контакт со вторым объектом или челове- ком, что сообщало ему движение. В неконтактных событиях второй фи-

378

Познание ментального мира

Рис. 13.9. Схема экспериментов Спелке, Филипс, Вудворд на понимание необходимости кон- такта как причины движения физических тел и социальных объектов (людей) у семимесяч- ных младенцев [Spelke, Philips, Woodward, 1995].

зический объект или человек никогда не вступали в контакт с первым дви- жущимся объектом. Первый объект останавливался на близком расстоя- нии от второго, который начинал движение после паузы. Если младенцы способны отличить физический источник движения от биологического, то они будут находить неконтактные события более интересными (новыми, невозможными), а контактные — знакомыми. В случае, если это были люди, у младенцев не должно быть различий между контактными или не- контактными событиями, так как люди являются агентами, наделенными способностью к самодвижению. Это и было получено в экспериментах.

Элегантные исследования были проведены Э. Мелтзоффом [Meltzofif, 1996], изучавшим развитие понимания субъектности. Он показал, что бо- лее старшие дети могут понимать интенциональность других, которая предполагает понимание субъектности. Мелтзофф показывал детям 18 мес. как взрослый пытается вытащить один объект из другого, но безуспешно. Действия взрослого являлись только попыткой, только намерением нео- существленного действия. Дети в этом возрасте понимали, что экспери- ментатору надо давать ту еду, которая нравится, а не ту, которая не нра- вится, даже если сами младенцы ее предпочитали [Repocholi, Gopnik, 1997]. Эти факты указывают на далеко не эгоцентрическое поведение младенцев.

Младенцы рождаются со способностями, помогающими им очень быс- тро развить понимание людей. Они предпочитают человеческое лицо, го- лос, биологическое движение физическому. Они способны к имитации эмоций и жестов с самого рождения. Они понимают, что люди как агенты отличаются от объектов физического мира.

379