Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАЛЬТАЗАР РУССОВ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
961.25 Кб
Скачать

64. Римско-католический посол в Ливонии, 1571 г.

14-го июня 1571 г., Иона Оффенбюргер, посол императора Максимилиана II, прибыл в Ревель морем из Риги, 16-го июня был в ратуше и объявил ревельскому магистрату императорское предложение.

Прим. перев. Шведы с 1563 года находились в войне с Даниею и Любеком (см. выше, стр. 142). В то самое время, когда герцог Магнус был объявлен ливонским королем и царь решился осадить Ревель в Штетине, с 1-го июля 1570 г. при посредстве императора, Франции и Саксонии, начались переговоры о мире между Швециею и Даниею. Переговоры продолжались с полгода времени; но в конце концов 18-го декабря шведы должны были согласиться на мир, к которому приступили и любчане. По [206] условиям этого мира шведы не могли препятствовать судоходству к Нарвскому порту, все бывшие владения герцога Магнуса отдаются императору как верховному властителю, который в свою очередь передает их под защиту короля датского. С извещением о заключении Штетинского мира и был послан в Ригу и Ревель императорский посол Иона Офенбергер, так как император все еще считал себя верховным властителем Ливонии.

Одновременно с отправлением Офенбергера в Ригу и Ревель король датский послал в Москву Елисея Изенберга с письмом к царю. Фредерик в этом письме, писанном 11-го апреля 1571 г., не сообщал царю о своем мире с Швециею, но уверял царя в своем неизменном дружестве, писал, что русские отнимают у норвежцев земли и рыбные ловли и просил опасной грамоты для послов императора Максимилиана. Царь отвечал 27-го июля 1571 г.: Фредерик хорошо делает, что желает нам быть верным другом до конца жизни; но то не хорошо, что без нашего веления мирится с неприятелем России. Да исправится; да стоит с нами за едино; да убедит шведов повиноваться воле моей. О делах норвежских разведаем и не замедлим в управе. Послов брата нашего, Максимилиана, ожидаем: им путь свободен сюда и отсюда.

65. Дальнейшая война c гофлейтами, 1571 г.

После того как герцог Магнус отступил от Ревеля и местопребыванием своим сделал Оверпален, а оверпаленская область не в состоянии была содержать его гофлейтов, по обыкновению пьянствующих и объедающихся, не было у герцога также и наличных денег, а пристать к другому господину они также не осмеливались, потому названные герцогские гофлейты разделились на пять знамен. Ротмистры двух знамен, а именно Ганс фон Цейц и Рейнольд фон Розен, со своими людьми, были расквартированы между крестьянами дерптского епископства; двое ротмистров, именно Иоанн Майдель Воллюстский и Гинрик Бовсман с их людьми были посажены на шею крестьян в оверпаленской области, а Юрген Тизенгузен Ранденский расположился со своим знаменем в виттенштейнской области в деревне Уббагале и делал набеги по окрестностям. Тогда голод, который обыкновенно и волка выгоняет из кустов, принудил оверпаленских гофлейтов итти к Ревелю, чтобы захватить там городские полотна с белильных гор и скот, пасшийся на лугу перед городом, так как у них не было ни рубах, ни чего нибудь съестного. 9-го июля они захватили несколько кусков холста и угнали несколько голов рогатого скота. Но бюргеры и ландскнехты сейчас спохватились, погнались, отняли у них скот в четырех милях от города на Дельвихском дворе и обратили грабителей в бегство. Затем Карл Гиндриксен, очень молодой человек и сын одного рыцаря из Канкаса в Финляндии, двинулся с 300 шведскими кнехтами в Иервен для дальнейшего преследования оверпаленских гофлейтов, через леса и болота гнался за ними, и ночью, в деревне Уббагале, напал [207] врасплох на знамя Юргена Тизенгузена Ранденского, состоявшее почти исключительно из лифляндских юнкеров (помещиков), всех их умертвил, передушил и сжег в хатах, и взял знатную добычу. Таким образом было отплачено Юргену Тизенгузену за все то зло, которое он причинил отечеству со своими гофлейтами, и за то, что велел утопить в мешке родную свою сестру, против всякой братской любви и уважения из за того, что она полюбила писаря, согрешила с ним и просила позволения выйти за него замуж.