Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАЛЬТАЗАР РУССОВ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
961.25 Кб
Скачать

3. Переговоры поляков с Ригой, 1561 г.

В 1561 году, в июне, в Ригу прибыл Николай Рацифил, литовский князь, называемый в народе Радавилом, с несколькими тысячами лошадей, расположился с дружелюбными намерениями у Риги на келарном поле (ager cellarii, местность у Риги, находившаяся под заведыванием архиепископского келаря) и несколько недель спокойно провел здесь. Причина его прибытия заключалась в том, чтобы от имени короля польского принять и занять замки и земли, означенные в договоре ливонского великого магистру с королем; а также склонить рижан присягнуть королю безо всяких условий и замедлений, так как они отдались под защиту короля польского. Потому что рижане отдались короне польской и обещали полнейшее подчинение и присягу в том случае, если император и священная римская империя, которым они с самого начала были поручены и которым подчинялись, совершенно откажутся от них. Но в то время Римская империя еще не давала своего отказа.

Об отмене этого условия рижан, и о том чтобы они совершенно отступили от Римской империи и подчинились только одной короне Польской, и старались в то время Николай Рацифил, а впоследствии Коткевиц (Ходкевич) и другие литовские и польские чины, вели об этом переговоры часто мирно, часто враждебно, но пока еще ничего не добились.

В тоже время, когда упомянутый князь Николай Рацифил стоял у Риги, он в августе с большой пышностью и великолепием совершил въезд в Ригу; с ним было много людей чужих народностей, как то: армян, турок, татар, подольцев, русских и валлахов, а также много немцев, поляков и литовцев; он объезжал с ними весь город, причем многия благочестивые сердца в Риге, видя, столько чужих народов, каждого в особенном одеянии и вооружении и с особенной музыкой, удивлялись и печалились о том, что в их отечестве и на улицах христианского города Риги появилось столько необыкновенных, чужих и варварских национальностей и народов. Смотреть на эти народы, проезжавшие дружелюбно через город Ригу, было для каждого горем и печалью; чтожь бы это было за ужас и печаль, еслибы они стали враждебно осаждать или управлять хртстианским городом? [137]

4. Мор в Ревеле, 1561 г.

В августе 1561 г. в Ревеле умерло более 2000 шведских солдат (кнехтов) от особенного мора, который не касался остальных жителей, старых и молодых, и умершие были похоронены у рыбачьего дома (Fischermei или mai; maia по эстонски дом). Сначала это считалось дурным предзнаменованием в том, что шведам не будет особенного счастия в Ливонии, так как моровое поветрие поразило только их одних, не коснувшись остальных жителей страны или города. В тоже время умер Лаврентий Флеминк (Лорс Флемминг), шведский барон, первый шведский губернатор в Ливонии. Это было начало несчастий шведов, которым они подверглись из за Ливонии.

5. Падис переходит к шведам, 1561 г.

Осенью 1561 г. шведы осадили монастырь Падис, составлявший значительный замок и сильную крепость. И после того как шведы только не шутя показались перед ним и не много постреляли, орденский гауптман Энгельбрехт фон дер Липпе тотчас же сдал его. Этот монастырь на ландтаге в Пернове был предоставлен герцогу Магнусу Гольштейнскому; но шведы заняли его и несколько времени оспаривали его у герцога Магнуса и магистра.