Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАЛЬТАЗАР РУССОВ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
961.25 Кб
Скачать

14. Вторжение шведов в Россию, 1579.

В 1579 году, в феврале, шведы из Выборга вторглись в Россию и страшно раззоряли ее грабежем, убийством и огнем. В тоже время и Ганс Эриксен Бринкальский двинулся в Россию в другом месте со шведским и немецким войском между Нарвой и замком Ниеном (Ниеншлот), и сжег там до тла много церквей, дворянских усадеб и сел и взял большую добычу, состоявшую из скота, воска, колоколов и всякой московитской утвари. Это было первое вторжение из Ливонии через Пейпус и через русскую границу, чего не случалось прежде во все время войны.

15. Киримпе сожжен, 1579.

В тоже время Юрген Бутлер с войском курляндским и войском архиепископства рижского вторгся в дерптское епископство, взял приступом небольшой замок Киримпе, убил в нем нескольких русских и сжег до тла этот замок.

Прим. перев. Бутлер это был один из предводителей войска герцога курляндского. а польскими войсками, ходившими вместе с курляндскими под Киримпе, командовал Радзивилл.

16. Чума в Риге и Швеции, 1579.

Летом 1579 года, появилась чума; начавшаяся в Риге еще прошлой осенью; от нее умерло очень много народу. В тоже время со дня св. Иакова чума начала так жестоко свирепствовать в Швеции, что в одном Стокгольме от дня св. Иакова до Фомина дня умерло от нее более двенадцати тысяч человек, и старых и молодых.

17. Татары в Гарриене, 1579.

В тоже время, в июле, несколько тысяч татар жестоко свирепствовали в Гарриене. Поэтому два отряда немецких и шведских гофлейтов и два небольших отряда кнехтов и Иво Шенкенберг, иначе Аннибал, со своими крестьянами снарядились преследовать этих татар. Татары, услышав о прибытии шведов, обратились в бегство под защиту замка Везенберга и его орудий, где заняли выгодную позицию. — Когда же шведам больше невозможно было их преследовать и многие из них были ранены тяжелыми орудиями из замка, то они должны были отступить и возвратиться в Ревель. [306]

18. Ивангород и Нарвское предместье сожжены, 1579.

18-го июля Бент Северинсон, шведский адмирал, напал с несколькими кораблями на большое местечко Ивангород в России и на большое Нарвское предместье в Ливонии; сжег до тла оба эти незащищенные местечка, убил в них много русских и взял огромную добычу вместе со многими кораблями, нагруженными всякими товарами, ценою в несколько бочек золота, и привез их в Ревель и Стокгольм с большой славой.

19. Плен и смерть Аннибала, 1579.

Когда шведы из под Везенберга вернулись в Ревель, Иво Шенкенберг, иначе Аннибал, снова отправился в поход со своими крестьянами, чтобы напасть на татар у Везенберга; незадолго перед тем этого не смог сделать целый отряд шведских и немецких воинов, а он один вздумал одержать верх. Когда же он подошел поближе к Везенбергу и получил верные сведения о том, что татары слишком превосходят его своею многочисленностью, то счел лучшим занять какую нибудь выгодную позицию, чтобы из нее выманить неприятеля в поле. Но его брат Христофор Шенкенберг не согласился на то, и выбранил своего брата Иво, а также и других, трусами и по своей безрассудной смелости с несколькими крестьянами был первый, отважившийся наступать. Когда же остальные увидели это, то последовали за ним, храбро напали на татар, два раза оттесняли их до везенбергских ворот и убили более пятидесяти человек. Русские и татары очень удивлялись большой смелости такого ничтожного числа людей и были вполне уверены, что у них в кустах есть где нибудь засада. Когда же во второй стычке они поймали одного из людей Иво и узнали от него, что засады никакой нет, то все татары и русские сообща бросились на них и окружили их со всех сторон. Когда Иво увидел это, то тотчас же бросился бежать. Христофор Шенкенберг не хотел сдаться в плен, а храбро защищался до смерти, а Иво был ранен и взят в плен сам — шестьдесят, из которых некоторые были повешены в Везенберге, некоторые же были брошены в башню. — Последние чудесным и непостижимым образом освободились из башни и через несколько недель пришли в Ревель. — Когда Иво Шенкенберг был взят в плен, то у всех русских как в Ливонии, так и в России, поднялось такое ликование, будто они захватили в плен государя какой нибудь земли. Через несколько времени они привели его с тридцатью другими пленными к великому князю в Псков, где он обещал, что за него выдадут трех знатных московитских пленных бояр [307] или дворян. Но это не помогло, а его жестокосердно умертвили вместе с его товарищами. Ревельцы не мало печалились об этом. Эта битва с татарами у Везенберга произошла 27-го июля 1579 года.