Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАЛЬТАЗАР РУССОВ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
961.25 Кб
Скачать

54. Отношения к Швеции, 1554 — 55 г.

В 1554 году Беренда Шмертена, орденсфохта и владельца Виттенштейна, послали к Густаву, королю шведскому, просить короля начать серьезную войну с московитами. То же самое хотел сделать и магистр ливонский. Когда же в 1555 г. король шведский начал войну с московитами, и был уверен, что магистр по обещании также поможет ему против русских, то магистр и ве подумал идти на войну. Этим король шведский был принужден заключить мир с московитами, которому последние до нельзя были рады, так как переговоры между Россией и Ливонией еще не были совершенно окончаны.

Прим. перев. По отъезде ливонских послов из Новгорода, начались с особенною силою пограничные споры со шведами. Неприязнь между новгородцами и шведами, начавшаяся еще до прибытия немцев в Ливонию, никогда не стихала, шведы постоянно стремились утвердиться в новгородских землях, новгородцы отбивали нападения и сами, при случае, нападали на шведские владения. После долгих ссор и войн, границы определили в XIV столетии и положили реке Сестре быть пределом между Швецию и Россией. Шведы постоянно нарушали эту границу: косили сено на русских землях, толкуя, что границею должна служить не река Сестра, а другая река Сестрия. Русские с своей стороны переходили за реку Сестру и грабили шведских поселян. В 1554 году шведы напали на монастырь св. Николая на Печенге. Тогда новгородский наместник князь Палецкий, послал в Стокгольм Никиту Кузьмина требовать объяснений. Шведы задержали Кузьмина, за это царь Иоанн Васильевич приказал новгородскому воеводе Ногтеву открыть военные действия против шведов.

Ногтев захватил некоторые шведские места, но был разбит. Успех этот ободрил шведов, оскорблявшихся тем, что московский царь решительно не допускал шведского короля до переговоров с собою.

В сентябре 1555 г. шведы осадили Орешек и не имели успеха; руссюе осадили Выборг, и хотя города не взяли, но страшно опустошили окрестности (продавали пленного мужчину за гривну, девку за 5 алтын). Шведский король еще до войны искал помощи у ливонского ордена. Магистр обещал помочь (Ниенштет, впрочем, говорит, что не только не обещал, но даже отказал), но [343] не помог, а это и побудило Густава Вазу мириться с Россиею на всей уж воле царя. Он написал грамоту, которая начиналась так (см. Соловьева, VI, стр. 137): Мы, Густав, Божиею милостию, свейский, готский и вендский король челом бью твоему вельможнейшеству князю государю Ивану Васильевичу о твоей милости. Великий князь и царь всея Русские земли!" Иоанн отвечал, что если "король свои гордостные мысли оставит и за свое клятвопреступление и за все свои неправды станет нам бить своим челом покорно своими большими послами, то мы челобитье его примем и велим наместникам своим новгородским подкрепить с ним перемирье по старым грамотам".

Большие послы приехали и с новгородским наместником заключили мир решительно на всей воле Иоанна. Границы были оставлены по старине; шведы своих пленных выкупят, а русских возвратят безденежно; король будет сноситься с новгородскими наместниками; установлялась взаимная свободная торговля и свободный проезд в другие земли, и пр.

Это происходило в 1556 году. Войною со Швециею и объясняется, почему московское правительство года полтора оставляло ливонцев в покое и только в 1556 году возобновило дело о перемирии, заключенном в Новгороде ливонскими послами в 1554 году, но не утвержденном ни магистром Галеном, ни дерптским епископом Германом.