Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАЛЬТАЗАР РУССОВ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
961.25 Кб
Скачать

5. Эвергарт, граф Зейненский пятый магистр тевтонского ордена в Ливонии, 1256 — 58 г.

В 1256 году звание магистра в Ливонии получил Эвергарт, граф Зейненский, который был управителем благочестивым и мудрым. Его приняли в Ливонии с большими почестями, и не успел он вступить в должность, как уже ополчился со своим народом против самаитов, отправился в их землю, и там грабил, жег, много народу избил и полонил, и затем с великой воинской славой снова возвратился в Ригу. Также он предпринимал поход в Курляндию и многие другие, сражаясь с врагами ордена. После двухлетнего управления, он заболел, велел себя отвезти в Германию, где и умер.

Прим. перев. По словам Вартберга (см. выше стр. 93), граф Зейненский Эвергарт или Эбергадт не был ливонским магистром, а был орденским наместником в Германии и был прислан в Ливонию в 1252 г. с полномочием от великого магистра для совместных, как кажется, действий с магистром Стирлантом, который был ливонским магистром с 1250 по 1255 г.

6. Анно фон Зангергузен, шестой магистр тевтонского ордена в Ливонии, 1258 — 61 г.

В 1258 году великий магистр прусский Поппо послал в Ливонию нового магистра, которого звали Анно [205] Зангергузен. Этот магистр вел многократные войны с семигалами и самаитами и, после трехлетнего управления в Ливонии, был призван в Пруссию на должность великого магистра, в 1261 г.

Прим. перев. Показания Рюссова здесь значительно расходятся с показаниями Варгберга. После Андрея Стирланта ливонским магистром был действительно Анно, но не в 1258 г., а в 1255 г. Был он призван на должность великого магистра не в 1261 г., а в конце 1256 г.; заместителем его в Ливонии оставался на самое, впрочем, короткое время некто Людвиг, так как ливонским магистром в 1257 г. был уже назначен Борхарт Горнгузен.

7. Борхарт фон Горнгузен, седьмой магистр тевтонского ордена в Ливонии, 1261 — 64 г.

В 1261 году звание магистра в Ливонии принял на себя Борхарт фон Горнгузен. Этот магистр однажды отправился осмотреть замки в Курляндии, и когда он находился недалеко от Мемеля, на него напали язычники, до тех пор прятавшиеся в лесу. С магистром же было не более 40 братьев ордена и 550 сопровождавших его воинов, с которыми он храбро оборонялся от язычников и последних много убил.

Из христиан тогда осталось только 12 братьев ордена, сам же магистр был ранен, и спасся бегством в Мемель вместе со своими людьми. Когда он выздоровел от ран, то возвратился со своими людьми в Ригу, и там ополчился против тех самых язычников, именно против самаитов, дабы отомстить за их проделку. Но самаиты просили о мире, который им и даровал на два года, по совету архиепископа рижского. Между тем магистр вел многие войны против других язычников.

Когда окончилось двухлетнее перемирие с самаитами, снова разгоралась война между литовцами, самаитами и орденом. После того, как обе стороны сразились на поле и с обеих сторон пало много народу, язычники одержали верх и оставили за собою поле битвы. Тут убито 33 брата ордена. Но магистр снова ополчился со множеством народа, прибывшего из Германии на службу ордену, и снова предложил литовцам и самаитам дать сражение; однако, они не смели подойти. Тогда магистр двинулся в Семигалию и, взяв там штурмом один бург, углубился далее в страну, выстроил бург, названный Доббеленом, посадил в нем много своих людей. Этому магистру было много хлопот с литовцами, самаитами, русскими и семигалами, которые все соединились с целью общими силами выгнать немцев из Ливонии. Под конец этот магистр Борхарт был убит на поле битвы у Дурбена литовцами и самаитами вместе со многими братьями [206] ордена и другими воинами, в 1264 году. В тот же самый раз язычники снова взяли замки Керзов и Доббелен. Этот магистр управлял 3 года и 6 месяцев. В битве-же при Дурбене погиб и маршал прусский вместе с 150 братьями ордена и многими дворянами. Кроме того 8 братьев ордена взяты в плен и 5 замучены до смерти.

Примеч. перев. Ворхарт Горнгузен был ливонским магистром с 14 апреля 1257 г., а не с 1261, как показывает Рюссов, и погиб не в 1264 г., а 13 июля 1260 г. в битве у озера Дурбы.

Этой, весьма важной по своим последствиям, битве предшествовали следующая обстоятельства.

На землях между Куришгафом и Фришгафом жили самы, племя родственное самаитам (самогитам). В их то земли в 1252 году Эвергард граф Зейненский, орденский ландмейстер (военноначальник), тот самый, что был послан в Ливонию с полномочием от великого магистра, основал замок Мемель (Мемельбург), для удержания в покорности окрестных язычников.

Этот то Мемель язычники и старались разрушить как замок, действительно для них опасный, и не раз осаждали его, но все безуспешно. Так ливонский магистр Анно фон Зангергузен в 1255 году должен был выручать Мемель из осады, при чем сам чуть не погиб.

В 1257 году, когда кенигсбергский командор Борхарт фон Горнгузен сделался ливонским магистром, он, вскоре по прибытии в Ригу, получил известие, что самаиты готовятся напасть на Мемель. С 30 рыцарями и 500 куронами, предводимыми Бернгардом Фон Гареном он на другой же день выступил в поход на выручку Мемеля, подоспел во время, отбил язычников, но сам был ранен. Самаиты запросили мира и получили его на два года, как сказано у Рюссова, до 1259 года.

В 1259 году военные действия возобновились. Миндовг в это время составил отважный план: поднять против тевтонского ордена всю Пруссию и вытеснить орденцев из Курляндии, но все еще таился и все притворялся усердным сыном папы (см. выше стр. 139).

Толпы литовцев-самаитов вторглись в Курдяндию. На встречу им вышли орденские отряды из Мемеля и Гольдингена, под начальством Бернгарда фон Гарена. Под Шодевом произошло кровопролитное сражение, в котором пало 33 рыцаря. Литовцы одержали верх, ограбили страну, и удалились в свои земли, но скоро в том-же 1259 году возвратились, и стали под Мемелем. Тогда сам магистр Борхарт выступил на выручку этого замка; литовцы не ждали его прибытия, но сняли осаду и чрез леса отступили в свои дома. Магистр не преследовал их и возвратился в Ригу.

Семигалы в это время, видя, что орденцы оставили Литву без преследования, отреклись от христианства и восстали против [207] ордена. В Риге магистр, по совещании с командорами, решил для удержания в покорности семигалов построить на ливонской границе замок Доблен. Зимою с 1259 на 1260 г. действительно замок был построен и снабжен гарнизоном и запасами. Так в Курляндии появился целый ряд укрепленных пунктов: Мемель, Георгенбург, Амботен, Доблен, а потом вскоре был отсроен и замок Карзов.

Весною 1260 г. Курляндию снова наводнили толпы литовцев, и, курляндские латыши находились в полном восстании. Для усмирения этого восстания, ливонский магистр обратился за помощью как к датчанам в Ревель, так и к орденцам в Пруссию. Помощь не замедлила: из Пруссии прибыл отряд рыцарей с крестоносцами под начальством орденского маршала Генриха Боталя, прибыл и датский отряд под начальством шведского герцога Карла. Сборным местом назначен был Мемель. Сюда направился и ливонский отряд под начальством магистра Борхарта.

Собравшись у Мемеля, христианское войско решилось двинуться на Георгенбург. Литовцы, рассеявшись по Курляндии и грабя деревни, стали сосредоточиваться у Дурбена, у озера того же имени. Предводители христиан, послe военного совета, решились напасть на язычников, но 13 июля 1260 г. были сами атакованы с двух сторон и потерпели решительное поражеше. Бой продолжался 8 часов. Простые ратники орденского войска бежали первые, литовцы умертвили 150 рыцарей, в том числе магистра Борхарта, орденского маршала Боталя и шведского герцога Карла. Из 14 рыцарей, попавших в плен, 8 были принесены в жертву богам и сожжены живыми, 6 других были замучены.

Последствия дурбенского поражения были в высшей степени неблагоприятны для ордена: курлянские новокрещеные отложились от христианства, и в Пруссии началось общее восстание. Миндовг с своей стороны также отрекся от христианства и королевского титула, в том-же 1260 г. вторгся в Пруссию (см. выше в этом томе, стр. 139), жестоко опустошая тамошния орденские владения.