Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАЛЬТАЗАР РУССОВ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
961.25 Кб
Скачать

130. Геройский подвиг и горе венденцев. 1577 г.

31-го августа великий князь подошел к Вендену и немедленно потребовал к себе герцога Магнуса. Но герцог послал к нему нескольких из своих знатнейших гоф-юнкеров, а именно Христоффера Курселя и Фромгольда фон Плеттенберга. Великий князь велел их высечь, затем снова отправил в Венден и потребовал самого герцога Магнуса. Тогда герцог сам 25 прибыл из Вендена. Когда же он хотел ехать к великому князю, то русские задержали его и потребовали, чтобы им отворили город. У ворот стоял один из членов магистрата; герцог приказал ему отворить ворота и таким образом этот ратман и один из бургомистров отворили город без ведома бюргеров. Тогда русские ворвались и овладели городом. Когда герцог пришел к великому князю, то поклонился ему в ноги, прося за своих, находившихся в города и в замке Венден. Тогда великий князь сошел с коня, поднял герцога Магнуса и велел отвести его вместе с его придворными в старую хату без крыши, где он должен был лежать на соломе пять суток; а придворные каждый день и час ждали [275] своей смерти. Остальные же находившиеся в венденском замке, услышавши о тиранстве великого князя, произведенном им в Кокенгузене и других замках, не захотели сдавать замка Вендена великому князю. Тогда, 4-го сентября, великий князь в четырех местах построил шанцы у замка Вендена и пять суток обстреливал его. Кода замку угрожала неминуемая гибель, то мущины, женщины и девушки, большею частью из дворян, единодушно решились взорвать себя на воздух порохом, на что согласились пасторы и проповедники. Тогда триста человек, молодых и старых, отправились в одну комнату, под которую подкатили четыре бочки с порохом. Когда все собрались, то все причастились. Затем Гинрих Боусман взял горящий уголь, стал на колени; все прочие с проповедниками окружили его, простились друг с другом, и таким образом взорвали себя на воздух. Некто, по имени Винценц Штуббе, добровольно велел слуге застрелить себя; слуга после этого сам застрелился. Гинрих Боусман был еще немного жив; pyccкие нашли его лежащим в развалинах, принесли к великому князю, но он тотчас же умер; на другой день его тело посадили на кол. После этого великий князь производил в Вендене такое тиранство и поругание над женщинами и девушками, о каком не было даже слыхано у турок и других тиранов. Многих мущин он велел сечь, затем избитых и окровавленных живьем жарить на огне; одному бургомистру он велел живому вынуть сердце, одному священнику велел вырвать язык из гортани; прочих велел убивать с неслыханными пытками и муками, а потом, точно так же как и в Эрле и Кокенгузене, велел бросить мертвые тела в кучу на съедение птицам, собакам и диким зверям, запретив под страхом смерти своим людям хоронить их как теперь, так и впредь.

Прим. перев. О Вендене другие летописцы (Кельх) рассказывают несколько иначе.

Прибыв под Венден с войском, находившимся под начальством князей Голицына и Салтыкова, Иоанн потребовал к ceбе Магнуса. Жители Вендена упросили Магнуса ехать к царю, не раздражая его дальнейшим бесполезным сопрртивлением. Магнус поехал и на коленях просил у царя прощения. «Если бы ты не был королевским сыном, отвечал Иоанн, то я научил бы тебя как забирать мои города». Магнуса отдали под стражу, а в это время немцы, укрывшиеся в замке, начали стрелять; одно ядро чуть не задело самого царя, тогда Иоанн поклялся, что не оставит в живых ни одного немца в Вендене и сдержал клятву. Прочее рассказывает как и у Рюссова.

Само собою разумеется, что разгром Вендена и катастрофа в венденском замке не могла преклонить немцев на сторону Иоанна. [276]