Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАЛЬТАЗАР РУССОВ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
961.25 Кб
Скачать

99. Предложение герцога Магнуса Ревелю, 1575 г.

2-го марта прибыли письма от герцога Магнуса из Оверпалена к всей ревельской общине, в которых он требовал, чтобы ревельцы прислали к нему некоторых из своей среды в Оверпален, где он сообщит им добрый совет, как предупредить будущая несчастия и неудачи, началом которых служит уже [241] происшедший набег. Но ревельцы никак не хотели слушать его совета. Точно также он писал и парновцам, но и парновцы не захотели согласиться на его желания.

100. Спор за Салис, 1575 г.

В марте 1575 г. гофлейты герцога Магнуса вместе с некоторыми русскими заняли двор в Салисе, укрепили его, чтобы пресечь сообщения между Ригой, Ревелем и Парновом; но люди рижского архиепископства отняли у них этот двор. Наконец русские снова одни поселились в нем и удержали его за собой.

101. Мир с Финляндиею, 1575 г.

В 1575 г., на праздник Троицы, шведские коммисары поехали на выборгскую границу, чтобы вести с русскими переговоры о перемирии. Тогда ревельцы сильно надеялись, что наконец будет заключено перемирие. Но русский для своей выгоды заключил перемирие на два года только с одной Финляндией, а ревельцев исключил из него. Это перемирие коварный неприятель заключил для того, чтобы иметь свободный проход со стороны Финляндии, так как намеревался осадить Парнов. Но он исполнял это перемирие, только пока того требовала его выгода: в эти два года вторгался он также и в Финляндию, грабил и жег там и уводил в плен много народу.

Прим. перев. Чихачев, задержанный в Стокгольме (см. выше, стр. 226), умер в Швеции. Король шведский настаивал, чтобы из Москвы были отпущены два толмача, задержанные от посольства епископа абовского. Царь послал к королю гонца Пивова, толмача Николаева и Дм. Болотникова и писал (см. Соловьева, VI, 438): «А нашего гонца (Чихачева) тебе держать было не за чем: толмачей мы оставили в своем государстве поучить учеников, и один умер, а другой учит двоих учеников шведскому языку и живет без всякой нужды; прежде ваши толмачи русской грамоте в нашем государстве учивались, и только что толмачь твой отделается, мы его к тебе и отпустим». Король отвечал прежнее: «Не хотим к тебе великих послов посылать, потому что ты, мимо опасной грамоты, дурно обошелся с нашими послами; ты разрушил мир, ты и должен отправить к нам послов, а не хочешь, вышли их на границу. Ты пишешь, что толмачи учат твоих русских ребят; но мы отправили их с нашими послами для нашего дела по нашему наказу, а не у подданных твоих детей учить; если хочешь русских детей учить шведскому языку, то, как будет мир, договорись об этом с нашими наместниками выборгскими, а против всякой правды не задерживай наших слуг».

Толмача отпустили, и весною 1575 г. боярин князь Вас. Андр. Сицкий-Ярославской, князь Петр Ив. Барятинский и дьяк Лихачев выехали на рубеж, на реку Сестру, куда со шведской стороны приехал адмирал Флеминг. Заспорили, где вести переговоры. Флеминг требовал, чтобы переговаривать на мосту, в шатрах; Сицкий настоял, однако, что швед перешел на русский берег реки. [242] Мира заключить не могли: царь требовал Эстонию и присылки 200 человек шведов нарядных для войны с Крымом, и за это уступал королю право сноситься прямо с ним; но король требовал последнего безо всяких уступок с своей стороны. Заключили только перемирие на два года, с 20-го июля 1575 до 20-го июля 1577 г., между Финляндиею и новгородскою областью. Дело об Эстонии должно было решиться оружием, если король не поспешит отправить своих великих послов в Москву для заключения мира. В договорной грамоте употреблены были прежния выражения: король бил челом царю. В подписи сказано: «Писана на Сестрии реке, на берегу государя царя и великого князя стороне, на государеве вотчине, лета 7083 (1575), июля в 13 день».

Перемирие это не имело никакого влияния на ход военных дел в Эстонии, так как касалось только Финляндии и Новгорода.