Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАЛЬТАЗАР РУССОВ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
961.25 Кб
Скачать

6. Как король Эрик раздражил любекцев, 1562 г.

В 1562 г. после Троицы, король шведский со своими кораблями и галерами велел взять целый флот любекских кораблей, пришедших из Нарвы и нагруженных всевозможными товарами; из них некоторые были отведены в Ревель, другие же в Швецию и проданы там. Любекцы через своих послов потребовали назад эти корабли и товары, на что получили следующий ответ от короля: Он, король, взял Ревель под свое покровительство и обещал ревельцам сохранять все их старые привиллегии. Нагрузка и выгрузка кораблей составляет одну из важнейших привиллегий, которою всегда пользовался Ревель, но не Нарва. Поэтому он, король, думает и впредь удержать эту привиллегию за Ревелем и совершенно прекратить плавание к Нарве. Любчане таким образом ни с чем уехали домой и с огорчением увидели, что из этого возникнут большие замешательства.

7. Парнов и Виттештейн переходят к шведам, 1562 г.

В 1562 г., около Троицы, Клаус Христиерзен (Горн), шведский военный начальник, с большим войском из всадников и кнехтов (жолнеров), с картаунами и шлангами (пушками) [138] осадил Парнов (Пернов), построил шанцы и обстреливал его. Наконец, парновцы, не имея хороших укреплений и не надеясь ни на какую помощь, сдались королю шведскому, с удержанием своих прав и привиллегий. Когда же парновцы перешли к шведам, король снабдил их прекрасными боевыми орудиями, порохом и свинцом и милостиво подарил им десять тысяч рижских марок.

В 1562 г. осенью Клаус Христиерзен осадил также со своим войском замок Виттенштейн, обвел окопами и обстреливал его. Он несколько недель стрелял в замок и взял приступом одну башню, под которой был сложен порох. Шведские кнехты думали уже, что игра выиграна, но сложенный порох загорелся и взорвал башню вместе с кнехтами. А когда Иоанн Гролл, наместник, не мог больше надеяться ли на помощь ни короля польского, ни герцога курляндского, и голод стал также одолевать замок, то он должен был сдать замок короне шведской.

Прим. перев. Пернов был занят поляками и сдался Горну 2-го июня 1562 г. на капитуляцию.

По взятии Витенштейна (Вейсенштейна), король Эрик прислал в награду отличившимся 500 наручней (браслеты) и 50 колец. Вместе с тем граф Сванте Стуре был назначен гражданским губернатором Эстонии.

8. Посещения Ревеля герцогами Иоанном Финляндским и Христофором Мекельнбургским, 1562 г.

В 1562 г., в ноябре, герцог Иоанн Финляндский, брат короля шведского, вместе с супругой своей, княгиней Катериной, сестрой Сигизмунда Августа короля, польского, прибыл чрез Ливонию в Ревель, отпраздновав незадолго перед тем свою свадьбу в Вильде (Вильне), в Литве. Пробывши несколько дней в Ревеле и отдохнувши, он сел со своей супругой на корабль 4-го декабря и отплыл в Аба, в Финляндию. Тою же осенью герцогу были переданы в Ливонии замки Гельмеде, Каркс, Эрмис и многие другие, обещанные ему в приданое королем польским; управляющим этими замками (наместником) герцог Иоанн поставил некоего графа фон Арца.

В 1562 г., накануне Рождества, в Ревель прибыл из Стокгольма герцог Христофор Мекельнборгский и не подал виду, что он князь, а отправился на постоялый двор к простым бюргерам и остановился там со своими слугами. Но наконец, когда недолго можно было скрывать это, его с почестями перевели в княжескую гостинницу и угощали его, как подобало князю.

Прим. перев. О герцоге Иоанне и его супруге Екатерине не излишне упомянуть подробнее.  [139]

Король польский Сигизмунд Август стремился овладеть всею Ливониею, но к тому же стремились и Эрик и Иоанн Грозный. Московский царь все свое внимание обратил на Литву и еще в 1561 г. думал решить дело мирным образом, именно, посредством женитьбы своей на одной из сестер королевских (первая супруга Иоанна - Анастасия Романовна урожд. Захарьина-Юрьева ум. 7-го августа 1560 г.). Царь расчитывал этим бракосочетанием достигнуть двух целей: притти к мирному соглашению относительно Ливонии и соединить Москву с Литвою, ибо бездетным Сигизмундом Августом прекращался дом Ягеллонов в Литве и сестра последнего из Ягеллонов перенесла бы в Москву права свои на это государство (о Польше Иоанн и не заботился и не думал вовсе, так как претендовал на западно русские земли, а вовсе не на польские). Он спросил у митрополита, можно ли ему жениться на королевской сестре при известной степени свойства между ними, вследствие брака тетки его Елены с невестиным дядею Александром? Митрополит отвечал, что можно. Тогда из Москвы отправили в Вильну Федора Сукина сделать предложение о браке, при чем переход в православие королевны был поставлен непременным условием брака. Сукину было наказано: едучи дорогою до Вильны разузнать накрепко про сестер королевских, сколько им лет, каковы ростом, как тельны, какова которая обычаем, и которая лучше. Которая лучше, старшая Анна или младшая Екатерина, о той и говорить королю. Сукин допытался, что младшая королевна Екатерина лучше, и потому сделал королю предложение выдать ее за царя. Сигизмунд был не прочь выдать дочь свою за царя, но в том лишь случае, еслиб брак этот доставил ему выгодный мир. Королевский посол Шимкевич приехал в Москву с требованием, чтоб прежде дела о сватовстве заключен был мир, для переговоров о котором вельможи с обеих сторон должны съехаться на границы, и до этого съезда Ливонии не воевать. В Москве ни за что не хотели нарушать старинных обычаев, требовавших, чтобы мирные переговоры велись в Москве, Шимкевичу отказали, и дело о сватовстве кончилось ничем. 21-го августа 1561 г. царь вступил во второй брак с дочерью одного черкесского владетеля Темрюка, в крещении нареченной Мариею. Тогда же начались и военные действия в Ливонии. Литовский гетман Радзивил в сентябре 1561 г. взял Тарваст, после пятинедельной осады. Князья Василий Глинский и Петр Серебряный пошли на Радзивила, разбили его близ Пернова и разорили до основания покинутый литовцами Тарваст.

Весь 1562 г. прошел в мелкой войне. Литовцы приступали к Опочке, к Невелю. Князь Курбский выжег предместья Витебска, другие pyccкие отряды ходили к Орше, Шклову. Воюющия стороны везде жгли и страшно грабили.

После расстроившегося сватовства царя и младшей сестры Сигизмунда, к ней посватался герцог финляндский Иоанн, брат короля Эрика. Эрик согласился на брак, но с условием, чтобы поляки очистили Ливонию. Само собою разумеется, что поляки и не думали исполнить такое условие, ибо Кетлер сдался не шведскому, а польскому королю. Военные действия между шведами и поляками, не замедлили начаться. Герцог Иоанн, живший с братом не в особенных ладах, летом 1562 г. поехал в Польшу, чтобы там вступить в брак с Екатериною. Король Эрик потребовал, чтобы он возвратился назад, но герцог не послушался: продолжал путь, из Гданска, прибыл в Ковну, где происходило обручение, а потом в Вильну, где 4-го октября 1562 г. и совершилось бракосочетание. [140]

Герцог Иоанн пред свадьбою дал в займы Сигизмунду 80,000 талеров. Частию в обеспечение этого долга, а частию в виде приданного, Сигизмунд предоставил герцогу ливонские замки: Вейсенштейн (в это время уже взятый шведами), Гельмет, Каркус, Руен, Вуртнек, Трикатен и Эрмес. После свадьбы, герцог с женою поехал обратно в Финляндию чрез Ригу, Пернов и Ревель. В Ригу герцог, по королевскому приказу, не должен был въезжать, а остановиться вне города. Герцогская свита была худо принята в Пернове, а в Ревеле граф Сванте Стуре объявил герцогу неудовольствие короля. Четыре дня провела герцогская чета в Ревеле весьма неприятным образом, терпя даже недостаток в съестных припасах. 4-го декабря герцог с женою отплыл в Финляндию.

Герцог Христофор Мекленбургский, о котором упоминает здесь Рюссов, это коадъютор рижского архиепископа Вильгельма. Он самым решительным образом протестовал против передачи Ливонии польской короне. Еще в июле 1561 г. он отправился к римскому императору, но помощи никакой не получил. Из Германии он поехал в Стокгольм к королю Эрику и здесь вступил в брак с его меньшею сестрою. Получив в Стокгольме неверное известие о смерти рижского архиепископа, герцог Христофор, поручив королю покровительство над рижским архиепископством, поспешил в Ревель, куда и прибыл 24-го декабря 1562 г. После Рождества, он с небольшою свитою отправился в Трейден, где и застал архиепископа уже на смертном одре, но, однакоже, не посетил его.

Архиепископ Вильгельм умер 4-го февраля 1563 г.