Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАЛЬТАЗАР РУССОВ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
961.25 Кб
Скачать

69. Ревель в нужде 1558.

Тем же летом 1558 г. московит послал некоторых немецких бюргеров и купцов из Дерпта в города Ригу и Ревель, чтобы убедить их добровольно сдаться под его защиту. Когда же послы ничего не могли достигнуть, то московит послал к городу Ревелю складную грамоту (объявление войны). Тогда было приказано, чтобы всякий бюргер срыл или сжег свой сад, дачу (Lusthol), сарай, баню и дровяной двор; такой убыток многие выкупили бы шестью стами талерами, еслибы было возможно, Тогда ревельцы не в шутку стали укреплять свой город и поспешно построили большой рондель перед глиняными воротами, а также множество других валов, стен, рвов и других оборонительных построек, чтобы с Божьею помощью было на что положиться; в этой работе должны были принимать участие и все бюргеры и подмастерья. Еслибы московит, когда взял Дерпт, немедленно двинулся к Ревелю, то город недолго удержался бы против него. Потому что в то время он нигде не был хорошо укреплен от нападения, бюргеры не привыкли к войне и были неопытны и уверены в своей [376] безопасности. Многие из них были на столько малодушны, что из трусости выслали из страны своих жен и детей, а многие отправили свои имущества серебром, золотом и деньгами, чтобы избегнуть несчастия, которого всю жизнь не забудут. Но всемогущий Господь и доныне милостиво сохранил город от хитрости и власти московита.

Прим. перев. Ревель чуть было не попал в датские владения, как сказано было Рюссовым в предшествовавшей главе. Предложение князя Шуйского о сдаче пришло в то время, когда магистрат и община еще не знали, что скажет датский король на просьбу их о помощи. Русский посол, привезший грамоту, был принят ревельцами не в городе, а в загородном дворе, принадлежавшем магистрату. Магистрат ответил послу: "Будем оставаться верны нашему законному господину магистру по нашей присяги и обязанности, и не уподобимся тем легкомысленным, которые поступили вероломно и сдали свой город. Надеемся на помощь Всемогущего".

Когда посол уехал с угрозами, ревельцы и принялись за работы по укреплению своего города.

70. Краткий перечень причин московитской войны с Ливониею, которые московит довел также до свидания римского императора Фердинанда.

После того как с давних времен в ливонских городах Дерпте, Риге и Ревеле дозволено было строить руские церкви, в которых русские купцы моглибы совершать свое богослужение, а также с давних времен в упомянутых городах все pyccкие купцы имели свободный доступ в улицы и в торговые дома (амбары), в которых свободно и беспрепяственно могли всякому продавать свои товары; к тому же магистр ливонский, архиепископ рижский и епископ дерптский вместе с магистратом этого города не только грамотами, скреплеными печатями, но и клятвенно обещались выплатить великому князю дань за три года. Эту клятву за своими печатями ливонцы совершенно забыли и поступили против всякого старого согласия и справедливости: русские церкви обратили в оружейные склады и живодерни, иконы нашего Спасителя, досточтимых апостолов и мучеников сожгли и совершенно обезчестили; у русских купцов отняли их свободный рынок, торговлю и торговые дома (амбары) и вели с ними только побочную торговлю, лишили их всех старых льгот и преимуществ; также упорно ему (московскому государю) отказали в должной дани, даже не хотели знать ничего, несмотря на то, что он (государь) часто письмами и через своих послов [377] усовещевал их поступать справедливо: он (царь) охотно помог бы им и дал бы совет, как добрый врач; несмотря на то они с умыслом отвергли эти напоминания и стремились к собственной погибели, и сердце их, как фараоново, пребывало окаменелым: поэтому он (царь) должен был начать войну с ними, испытать их страхом и побудить к справедливости. Но они все еще оставались непреклонными; поэтому они должны страдать, будучи теперь наказываемы мечем и огнем. И это не его (царя) вина, а собственная вина ливонцев и т. д.

Прим. перев. Эта глава есть не что иное, как изложение ответа московского правительства на письмо императора Фердинанда, которое он писал, когда ливонцы просили его заступничества. Император, получив ответ на свое письмо, известил ливонцев, что ему прискорбны несчастия их, но римская империя, занятая войною с турками, не в силах защищать христианства на всех пунктах. Император указывал, что ливонцы могут просить помощи у соседних государей, которые должны предупредить усиление Москвы ради собственной безопасности.

Надобно полагать, что этот совет был получен магистром в Валке, куда пред взятием Дерпта собрались рыцари и дворяне для обсуждений мер против Москвы. Вследствие этого совета и начались суждения у кого именно просить помощи: у поляков, датчан, у шведов или у всех разом, суждения, прерванные вестию о взятии Дерпта.