Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАЛЬТАЗАР РУССОВ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
961.25 Кб
Скачать

45. Ссоры купцов с ремесленниками.

Подобные же несогласия и раздоры в то же время происходили между купцами и ремесленниками в ливонских городах: так как купцы не хотели ни в каком случае допускать, чтобы ремесленник покупал что нибудь в гавани или у ворот или вел торг с чужеземцем. Не малая ненависть была также из за одеяния их жен и дочерей, из за того, что жена ремесленника не смела быть одинаково одета с женою купца. В Дерпте дочь одного скорняка нарядилась однажды точно также как дочь купца и пошла в церковь, тогда магистрат города Дерпта велел нескольким городским служителям (кнехтам) подстеречь ее. Когда эта честная бедная девушка вышла из церкви и неожидала ничего дурного, городские слуги выскочили и перед всем народом сорвали с нее ее наряд и опозорили ее. Ремесленникам также не хотели давать бюргерского титула или звания. Для устранения подобных раздоров, магистр назначил нескольких коммисаров, [315] а именно Беренда ф. Шмертена, фохта виттенштейнского, и Франца фон Анстеля, командора ревельского, которые должны были решать в Ревеле все спорные дела. И хотя раздоры были отчасти прекращены, однако старая неприязнь дворян к бюргерам, купцов к ремесленникам всегда оставалась и увеличивалась со дня на день, пока надо всеми ими не пролетел великий коршун.

Прим. перев. Ссоры купцов, составлявших свой собственный, и ремесленников, составлявших свои отдельные союзы, известные под именем гильдий, были обычным явлением в ливонских городах. Ссоры эти также происходили единственно из за того, что каждая корпорация имела в виду свои личные интересы.

46. Пожар в Риге, 1547 г.

В 1547 году, после Вознесения Христова, днем начался в Риге за городом большой пожар, перешедший также и в город, и причинивший большой убыток. В самом городе сгорело много домов, принадлежавших соборному монастырю вместе с церквами, а за городом — много амбаров с купеческим имуществом и товарами.

Прим. перев. Пожар этот случился чрез несколько месяцев после торжественного въезда в Ригу архиепископа Вильгельма, происходившего 17 января 1547 г. По смерти архиепископа Шенинга (10 августа 1539 г.), его коадъютор Вильгельм вступил в полное управление архиепископством. Он совершенно равнодушно смотрел на распространение реформации и требовал единственно, чтоб отступившие к лютеранству имения не выходили из под его светской зависимости. Рига никак не соглашалась присягать новому архиепископу и никак не желала возвращать ему имения, находившиеся в городской черте. Вследствие этого распри и раздоры тянулись целые годы. Архиепископ Вильгельм, по своим связям и родству (он был брат первого прусского герцога Альбрехта), являлся человеком довольно сильным, что крайне не нравилось ни вассалам, ни горожанам. С распространением реформации, они начали стремиться к тому, чтобы и духовные сановники их и сами архиепископы были людьми, по возможности, незначительными, и добились того, что 29 июля 1546 г. на ландтаге в Вольмаре было постановлено, чтобы архиепископы, епископы и магистры отнюдь не назначали себе коадъюторов из германских владетелей, и если бы кто впоследствии поступил вопреки этому постановлению, то капитулы, рыцари, города и все подчиненные обязаны не оказывать тому повиновения и подавать помощь против него. Находясь в стесненных обстоятельствах, Вильгельм подписал это постановление, а потом 6 ноября 1546 г. в Нейермюлене согласился и на то, что рижане в своих духовных делах станут подчиняться не архиепископу, а будущему собору. [316] Поcле только этого соглашения, архиепископ Вильгельм торжественно вступил в Ригу 27 января 1547 г. с огромною свитою и в сопровождении магистра Бриггена, его коадъютора Реке и орденского маршала Генриха ф. Галена. Пожар, происходивший летом этого года в Риге, истребивший архиепископский двор и все здания, в которых жили каноники, много уменьшил богатства архиепископа и его капитула.

Здесь не излишне заметить, что в день торжественного въезда орден подтвердил все права и свободы Риги, а 3 февраля подтвердил их и архиепископ, причем и орден, и архиепископ обеспечили в Риге свободу евангелического учения. Такое подтверждение пришлось очень кстати, потому что Шмалькальденский союз, к коему принадлежала Рига с 1531 г., вследствие несчастного сражения при Мюльберге, распался, и дела протестантов значительно ухудшились против прежнего.

Император Карл V, видя совершенную невозможность восстановить в Германии единство церкви посредством собора, 15 мая 1548 года издал так называемый аугсбургский интерим, предоставлявший протестантам весьма ограниченные права. Ливонский орден и ливонские епископы приняли этот интерим; Рига и другие ливонские города отказались принять его. Вследствие этого возникли новые препирательства и распри.