Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАЛЬТАЗАР РУССОВ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
961.25 Кб
Скачать

5. Оверпален переходит к шведам, 1578.

В 1578 году, в феврале, когда советники герцога Магнуса и другие дворяне из Оверпалена узнали, что герцог Магнус, их господин, отложился от московита, и что по этому они подвергаются большой опасности в Оверпален и им негде искать защиты, то послали послов к шведским правителям в Ревеле, просить у них спасения от московита, и предложили королю шведскому замок Оверпален. Хотя шведские правители и затруднялись брать ли им без королевского приказания замок, но они всетаки, без ведома и желания своего короля, из христианской любви спасли своих злейших врагов и гонителей от власти московита, и многих из них привезли в Ревель, замок же Оверпален заняли шведские солдаты и орудия. При этом Иоанн Ведтберг фон Ангерн был назначен начальником (гауптманом) здесь; некоторые же оверпаленцы, дворяне, и не дворяне, имевшие там хорошее кормление, остались жить в местечке.

6. Рижане тщетно осаждают Ленневард, 1578.

В тоже время рижане осадили замок Ленневард, в надежде голодом взять его у русских. Но как русские обходились своими конями, и конскими шкурами и всякой кожей и выдерживали осаду, пока не пришла к ним помощь, то рижане вскоре после Пасхи должны были отступить и уйти от Ленневарда.

Прим. перев. Русские, стоявшие в Леневарде, наносили убытки рижанам, препятствуя торгу по Двине, потому администратор Ходкевич и предложил магистрату послать рижских ландскнехтов осадить Леневард, обещая дать в помощь ландскнехтам 500 польских всадников под начальством ротмистра Платера, если магистрат возьмет на себя содержание этих всадников. Магистрат согласился и послал городских ландскнехтов под Леневард, где начальствовали князь Ив. Мих. Елецкой да [297] Леонтий Григ. Валуев. Питаясь кониной, русский гарнизон выдерживал осаду целый месяц. Осаждающие отступили, когда узнали, что из Кокенгузена идет на выручку русское войско. Оно действительно шло под начальством воевод Очин-Плещеева и Кобякова и состояло из 2000 татар.

7. Голод, 1578.

В 1578 г., весною, в Ревеле в самом городе и по всей эстонской земле возник такой голод, что много сотен бедного народу умерло с голоду, а в городе Ревеле все булочники должны были праздновать за неимением муки для печения хлеба и все булочные были заперты до Варфоломеева дня. Некоторые же купцы, у которых еще была мука, сами пекли хлеб на продажу и с большой выгодой продавали его бедным людям, которые большими толпами так теснились у их домов, будто хотели штурмовать их. Когда же нехватало испеченого хлеба, то по причине большего скопления и натиска народа бросали за деньги в окно тесто, которые голодающие клали на уголья и съедали полусырым.

8. О ките, 1578.

В тоже время, в мае, в Курляндии на отмели застрял кит, величиною в 7 футов, который и был пойман.

9. Датское посольство в Россию, 1578.

В тоже время в мае, в Пернов прибыло большое, знатное датское посольство на нескольких кораблях и галиотах, и отправилось в Москву. Ради этого и подобных посольств, которые в эту ливонскую войну часто посылались от короля датского к московиту и от московита снова в Данию, у ливонцев была часто большая радость и надежда, так что один писал другому много утешительного и по этому случаю часто распускали радостные вести; но в конце концев все это оказывалось тщетной надеждой.

Прим. перев. Датскими послами были Яков Ильфельд и Григорий Ульстенд. Они прибыли в Москву с жалобою короля датского Фридерика, что русские заняли в Ливонии датские владения: Гапсаль, Леаль и Лоде. Король датский предлагал Иоанну свой союз для изгнания шведов из Эстонии, на часть которой король предъявлял свои права. Но Иоанн не признал этих прав, а бояре московские не соглашались ни на какие уступки. Вечного мира с Даниею не заключили, а лишь перемирие на 15 лет, начиная с 1 сентября 1578. Главнейшими условиями были: король признает Ливонию и Курляндию собственностию царя, а царь утверждает за Даниею остров Эзель с его землями и городами; король датский не будет помогать ни шведам, ни Баторию; в Норвегию восстановляются древния границы между русскими и датчанами; с обеих сторон объявляется полная свобода для купцов и безопасность для путешественников; король [298] датский не будет задерживать немецких художников, которые поедут в Москву чрез датские владения.

Король Фридерик остался недоволен этим договором, выгодным лишь для царя, лишил Ульфельда своих милостей и начал обнаруживать вражду свою к Москве тем, что требовал пошлин с английских купцов на пути их к Белому морю, объявлял притязания на некоторые пограничные места с Норвегиею. Ульфельд оставил описание своего путешествия в Москву, в котором называет русских людьми лукавыми и упрямыми и винит Иоанна за его гордость и властолюбие. В договоре Ульфельда, хранящемся в московском архиве иностр. дел, некоторые ливонские города обозначены названиями употреблявшимися русскими и немцами:

Сыренск по немецки Нишлот.

Пайда « « Вейсешнтейн.

Ровной « « Раненбург.

Голбин « « Шваненбург.

Чиствин « « Сесвеген.

Фленц « « Мариенгауз.

Пиболда « « Пебалг.

Страупа « « Роп.

Алвест « « Мариенбург.

Говья « « Адзель.

Селипень « « Зельбург.

Скровень « « Ашераден.

Полчев « « Верпол.

Адеж « « Неймюлен.

В то самое время как датское посольство вело переговоры в Москве, в Варшаве шли переговоры о заключении союза между Швециею и Польшею для совместного действия против Москвы. Такой союз был заключен шведским посланником Лорихом.