Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАЛЬТАЗАР РУССОВ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
961.25 Кб
Скачать

28. Лоббе ф. Ульзен, двадцать восьмой магистр тевтонского ордена в Ливонии, до 1394 (96) г.

После Вильгельма ф. Фримерзена магистром в Ливонии стал Лоббе ф. Ульзен, во время управления коего было совершенное спокойствие от внешних врагов, но с дерптцами и туземцами снова началась война.

Прим. перев. Брат Лоббе фон Ульзен управлял ливонскими орденскими делами до своей смерти, последовавшей в [256] 1396 г. Рюссов не объясняет с какими дерптцами и туземцами началась в последние годы война и из за чего именно. А между тем эта война — вернее спор — для ордена имела очень важное значение. Этот эпизод ливонской истории на столько любопытен, что заслуживает упоминания более подробного, чем то сделано у Рюссова.

После примирительной грамоты, данной магистром Мангеймом городу Риге 30 марта 1330 года, после занятия орденом Динаминда, после возведения орденского замка (нынешний замок стоит именно на месте прежнего), рижане не могли особенно благоволить к ордену, владевшему устьем Двины и след. рижскою гаванью, могущему всегда так или иначе влиять на рижскую торговлю и оружием укротить упрямых и непокорных. Не могли благоволить к ордену и архиепископ с прочими епископами, потому что орден хоть на бумаге и числился вассалом ливонского духовенства, но на деле стремился быть верховным властителем всей земли. Отсюда безконечные пререкания и споры: архиепископ и епископы жаловались и не без оснований на то, что орден притесняет их, стесняет в местном праве, лишает доходов, захватывает их замки; орден с своей стороны жаловался и тоже не без оснований, что архиепископ и епископы порочат рыцарей пред королями и князьями, пред приморскими городами, не оказывают ордену надлежащей помощи в войне с язычниками литовцами и еретиками русскими, а если орден и держал свои гарнизоны в епископских замках, то это происходит от того, что духовные лица военного дела не смыслят и оборонять своих замков от враждебных покушений не в состоянии.

Не раз бывали и съезды для уложения споров, для определения взаимных отношений, но эти съезды не приводили ни к каким результатам (см. выше стр. 110 — 112), но и не могли привести, потому что ни орден, ни духовенство и не думали уступить в чем бы то ни было друг другу.

Нет надобности излагать подробности этих споров, достаточно сказать, что споры продолжались при архиепископе Фромгольде фон Финфгаузене (сменившем 17 марта 1346 года Энгельберта), при его преемнике Зигфриде фон Бломберге (с 11 Февраля 1370 г.), известным своим спором об одеянии духовенства орденского и архиепископского, кончившимся тем, что в 1373 году неорденскому духовенству воспрещено было носить белые мантии с черными крестами, присвоенная духовными братьями ордена, а носить черное одеяние августинских монахов; спор с особенною силою разгорелся при Иоанне фон Синтене, сделавшимся архиепископом, по смерти Зигфрида, 23 октября 1374 года.

Главным спорным пунктом при архиепископе Иоанне фон Синтене было то обстоятельство, что орден постоянно забирал архиепископские лены то покупкою, то принятием в залог. В 1388 г. архиепископский вассал Герман Икскул заложил ордену в 4000 марках очень важный архиепископский замок Икскуль. [257] Это подало повод архиепископу Иоанну фон Синтену подать формальную жалобу папе Бонифацию IX, который буллою от 10 мая 1391 г. объявил недействительными все обманным образом совершенные купчие и закладные на архиепископские лены и, под угрозою церковного отлучения, воспретил совершать таковые впредь. Рыцари на подобную угрозу, не подкрепленную оружием, ответили тем, что заняли архиепископский замок Салис. Тогда архиепископ, неуверенный в своей собственной безопасности в Риге, сел на корабль с частью своих каноннков и отправился в Любек. Рыцари, захватив рижского пробста и одного каноника, заключили их в тюрьму, объяснив чрез орденского прокуратора в Риме, что они арестовали пробста и каноника, как главных заводчиков смуты.

Архиепископ из Любека послал к папе и немецким князьям жалобы на самоуправство ордена, который, в свою очередь, не стесняясь юридическими формальностями, занял все apxиепископские замки и арестовал всех рижских каноников под тем предлогом, будто архиепископ состоит в тайном союзе с язычниками-литовцами и русскими. Архиепископ удвоил свои жалобы: многие немецкие князья и сам император Венцель приняли сторону архиепископа; Венцель написал великому магистру, чтобы он немедленно приказал освободить арестованных каноников и отдать им захваченные замки и бурги, так как те и другие составляют лены римской империи. Великий магистр отвечал, что орден занял архиепископские лены временно и для пользы христианства по той причине, что архиепископ со своими бежал, не оставив в замках необходимых гарнизонов.

Архиепископ обратился и к польскому королю Владиславу (Ягайло) с жалобою на орден. Король в ответе своем на жалобу советовал архиепископу просить папу, чтобы он назначил экзекуторами для возвращения архиепископских имений его, короля, и королевского брата Витовта, причем Ягайло не пощадил резких слов на осуждение ордена, назвав рыцарей волками в овечьей шкуре и врагами слова Божия и истинной веры. Гонец, везший этот ответ архиепископу, попал в руки орденских сановников, которые и узнали таким образом содержание королевского письма.

Предстояло решить дело папе. В 1387 году на папский престол в Риме вступил Бонифаций IX, в то время как, в Авиньйоне жил и правил папа Климент VII. Об этом Бонифаций IX-м остались свидетельства, что он был плохой знаток богословия и больше всего на свете уважал оружие и золото: торговал духовными местами и за деньги готов был сделать что угодно. Орденский прокуратор написал магистру, что в Риме кто имеет и дает, тот все и получит, а один из кардиналов сказал прокуратору: "Тевтонский орден могущественен и богат, а между тем не оказывает никакой чести святому отцу: это меня удивляет!" Орден, конечно, воспользовался таким ясным указанием, не пожалел снабдить римский двор богатыми дарами [258] (muneribus pretiosis), и за то узнал не только все тайны своего противника, но и получил наставление как лучше всего опровергнуть архиепископские жалобы.

Подарки свое дело сделали: ордену было предоставлено удержать за собою все секвестрованные имения apxиепископа и рижской церкви, с тем чтобы уплачивать папе ежегодной аренды 11,500 золотых гульденов. В марте 1394 года магистр уплатил наличными первые пять тысяч золотых гульденов и в награду за то получил от Бонифация IX буллу от 20 марта 1394 года, в которой было сказано, что в рижском архиепископстве никто не может быть назначен ни каноником, ни на какую либо другую должность, если предварительно не примет обетов тевтонского ордена (т. е. не сделается духовным братом ордена), что духовные лица рижского архиепископства должны быть не августинского ордена, а тевтонского, и потому должны носить одеяние сего посдйднего.

После такой буллы архиепископу Иоанну фон Синтену не оставалось ничего сделать, как сложить с себя архиепископство. Это он исполнил и охотно принял от папы назначение быть патриархом александрийским. На его место рижским архиепископом был избран Иоанн фон Валенрод (двоюродный брат великого магистра Конрада Валенрода), предварительно избрания вступивший в орден и признавший над собою полную власть ордена. Папа, по просьбе великого магистра, издал 7 апреля 1397 года буллу, в которой постановил, чтобы впредь в рижские архиепископы избирать только брата тевтонского ордена.

Орден явился таким образом полным властителем рижского архиепископства и не замедлил сделать попытки овладеть и прочими епископствами. Начали с епископа дерптского, коим был в это время секретарь императора Карла IV Дитрих Даммеров (с 21 декабря 1378 г.). Он уже и прежде враждовал с орденом, был однажды орденом удален с епископства. Теперь орден предложил Дитриху или платить ежегодную дань, или удалиться с дерптской епископской кафедры. Но тут орден встретил неожиданное и сильное сопротивление. Дитрих преклонил на свою сторону не только императора Венцеля, но, вступив в союз с русскими, с литовцами (самаитами) и, кажется, с тогдашними морскими разбойниками, известными под именем Виталиевых братьев и грабившими на Балтийском море, преклонив также на свою сторону многих архиепископских вассалов, в том числе сильного и богатого Тизенгаузена, восстал на орден и против силы выставил свои силы. Противники сразились у Пейпуского озера; бой был однако нерешителен: тут явились посредники со стороны императора, которые 15 июля 1397 года в Данциге примирили соперников. Епископ дерптский обязался оказывать законное повиновение архиепископу Валенроду, архиепископ же и орден обязались не нападать вооруженною силою на епископа. Орден обязался примириться со всеми вассалами архиепископа (здесь они [259] впервые являются как корпорация), обязался возвратить Тизенгаузену замок Берзон, вместо Кокенгузена дать другое имение; орден не будет требовать с епископств ратников; дороги в орденских землях для всех жителей дерптского епископства делаются свободными и пр.

Данцигское соглашение произошло когда ливонским магистром, по смерти Лоббе фон Ульзена (1396 г.), был уже Вальдемар фон Бриггеней.