Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАЛЬТАЗАР РУССОВ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
961.25 Кб
Скачать

9. Русские отнимают у поляков Полоцк, 1563 г.

В феврале 1563 г. московит отнял у поляков отличный торговый город Полоцк; к этому городу московит собрал чрезвычайно много народу и боевых снарядов и до тех пор обстреливал город, пока, наконец, овладел им. Этот убыток московит нанес королю польскому в то время, когда последний совещайся с польскими и литовскими чинами на государственном сейме в Петркове. Эту потерю наследственных земель и городов король польский должен был претерпеть из за принятой Ливонии; потому что, приняв Ливонию, он должен был также делить и переносить ее наказания и муки.

Прим. перев. Весь 1562 г. прошел в опустошительных набегах литовцев и русских, но сношения между московским и виленским дворами не прерывались. Сигизмунд не имел средств вести войну с Москвою, потому старался затянуть время переговорами и побудить крымского хана подняться на Москву. Паны литовские, по старому обычаю, писали к митрополиту и боярам, чтобы они склоняли государя к миру и к уступке Ливонии. Иоанну были известны происки короля у хана, он хорошо понимал, что речами и переговорами не достигнешь никаких результатов, потому и решился нанести удар литовцам на пункт особенно важный по отношению к Ливонии. Пунктом этим был Полоцк, город важный по своему положению на Двине и своею торговлею с Ригою.

В начале зимы 1562 г. московское ополчение собралось в Можайске. 23-го декабря сам Иоанн прибыл к войску с князем Владимиром [141] Андреевичем, царями и царевичами казанскими и многочисленною свитою. Ополчение состояло, как уверяют, из 280,000 человек с 200 орудиями. Это необыкновенное по численности ополчение вступило в Литву столь внезапно, что Сигизмунд, находившейся в это время в Польше (в Петркове), не хотел верить первой о том вести. 31-го января 1563 г. Иоанн уже стал под Полоцком, 7-го февраля взят был острог, а 15-го февраля, после того как 300 сажен стены было выжжено, город сдался. Гетман Радзивилл спешил на помощь осажденным, но встреченный московскими воеводами князьями Репниным и Палицким, не отважился на битву и не помог городу. Воевода полоцкий Довойна и епископ были отосланы в Москву, казенное имущество и имения панов и купцов были конфискованы; иудеев потопили в Двине, но наемных королевских солдат отпустили на волю.

Иоанн праздновал взятие Полоцка как блистательную победу, и 21-го марта возвратился в Москву также торжественно, как из под Казани. «Московское войско из под Полоцка направилось на Вильну и в Самогитию. Королевская рада, находясь в крайности, прислала к боярам просить, чтобы московские войска удержались от дальнейших неприятельских действий, что послы литовские будут в Москве к успеньеву дню. Иоанн дал перемирие до 15-го августа, и потом продлил срок до 6-го декабря того же 1563 г.

10. Швеция запуталась во многие войны. Пленение герцога Иоанна, 1563 г.

Летом 1563 г. началась продолжительная война между королями Фредериком II датским и Эриком XIV шведским, а также и с любекцами, приверженцами короля датского, а также война с поляками, а после и московитская война с королевством Швецией и с принадлежащими к королевству землями в Ливонии; все эти государи воевали с королевством шведским почти восемь лет безо всяких перемирий.

В начале этой войны, в 1563 г., король Эрик шведский велел своим солдатам взять в плен его брата, герцога Иоанна, вместе с супругой и из Або привезти пленного в Стокгольм, где над скромным невинным князем все смеялись и издевались по своему неразумию. Затем Юрген Персен, легковерный советник короля, предал герцога городскому суду в Стокгольме, и, избрав в состав суда людей пристрастных по своему произволу, он очень строго обвинил достопочтенного князя в разных неосновательных и вымышленных вещах, но перед правом ничего не мог сделать ему. Затем, однако, силой и без суда он с королевского согласия отвел герцога в тюрьму и усердно советовал королю лишить его жизни. Благочестивого князя и его супругу совершенно невинно заточили в тюрьму. Люди же герцога из шведов, находившиеся с ним в замке Або, все были также привезены в Стокгольм и там, совершенно невинные, были обезглавлены и [142] колесованы. Немцы же, служившее герцогу, дворяне и не дворяне, были пощажены от смерти, но жестоко наказаны; между ними был также и Христофор, барон Таутенбургский.

Причины, почему так поступили с герцогом и его слугами, были следующия: именно в то время, когда король Эрик начал открытую войну с датчанами и поляками и эти государи составили союз против короля Эрика и королевства Швеции, и герцог Иоанн в то же время, когда состоялся этот союз между Данией и Польшей, женился на сестре короля польского, то его заподозрили у короля шведского, будто он заключил союз и ведет переговоры с королем польским, своим тестем, против королевства Швеции. Еще более усилило подозрение то, что герцога Иоанна, наследного принца и ближайшего королевского родственника Швеции, пропустили из неприятельских стран свободно и без всяких задержек. Но благочестивый герцог Иоанн был неповинен во всем этом и ему приписали это безо всякого основания и справедливости.

Прим. перев. Принятием Ревеля в шведское подданство, король Эрик втянулся в войну с Польшею, не замедлил втянуться в войну с Даниею и Любеком. Причиною войны с Любеком был захват любекских кораблей, шедших из Нарвы (см. выше стр. 137). Любчане утверждали, что имеют старинную привиллегию торговать с русскими, даже и во время войны их с ливонцами, и с жалобою на Эрика обратились к императору. Эрик писал императору, 5-го марта 1563 г., что, по старинному обычаю, любчане могут торговать лишь в Ревеле и Выборге, а не в Нарве, и что на захваченных любекских кораблях везлись военные снаряды для русских. Сигизмунд-Август, пользуясь таким замешательством, предложил 9-го апреля любчанам свой союз, чтобы не дозволять шведам господствовать на Балтийском море. В последних числах июля 1563 г. любчане объявили войну шведам, и в то же самое почти время объявил шведам войну и датский король под тем предлогом, что король Эрик в свой герб поместил датскую и норвежскую короны и захватил часть датского флота во время спора, возникшего между шведским и датским флотом из за салютации. Войну с любчанами и датчанами шведы вели в течение семи лет вообще победоносно, хоть войною и страшно истощили свою страну.

Подозрительный Эрик, подобно Иоанну, недоверял своим вельможам, не доверял и своим братьям, в особенности Иоанну, герцогу Финляндскому, после того как он вступил в брак с дочерью Сигизмунда, с которым Швеция вела войну. Условий брачного договора Эрик не знал, но рассказывали, что герцог этим договором обещал вести себя как свободный и независимый государь. Эрик в начале 1563 г. потребовал от Иоанна отдать Швеции все ливонские замки, полученные последним в заставное владение от польского короля, чтобы эти замки не достались русским, и финляндскому дворянству двинуться в Ливонию против поляков. Иоанн, не исполняя королевского повеления, заключил в тюрьму королевских посланцев, призвал финнов к оружию, потребовал от них присяги себе, как отдельному владельцу, и обратился с просьбою о помощи в Польшу и Пруссию, след. не был так невиновен, как пишет Рюссов. Шведские государственные чины приговорили герцога Иоанна к смерти, а [143] король Эрик послал войско к Або взять осужденного. Герцог был осаждён в Або и, не получая ни откуда помощи, после двухмесячной осады, сдался, был отвезен в Швецию и заключен в Грипсгольмском замке вместе с женою, которая отказалась разлучиться с ним: Эрик не казнил брата, вопреки совету Персона и все колебался между страхом и раскаянием: удалился от вельмож, сделался мрачным, суровым, наконец впал в сумашествие и бешенство.