Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАЛЬТАЗАР РУССОВ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
961.25 Кб
Скачать

56. Как русские овладевают Смоленском, 1514 г.

Так как город Смоленск вместе с замком были хорошо укреплены против нападений, то московит не мог силой взять их, хотя он сам лично, а также и его войско многократно пытались сделать это; однако случилось, к счастью великого князя, что знаменитый князь Михаил Линский (Глинский), княжество которого лежало около Смоленска, и на племяннице которого был женат упомянутый великий князь московский, по некоторым причина отложился от своего ленного господина, короля польского, и перешел к московиту. Этот Михаил Линский обещал великому князю Василию, что если упомянутый великий князь предоставит ему в наследственный лен все смоленское княжество вместе с городом Смоленском, то он отнимет Смоленск у короля польского и даст его под защиту великого князя. Это была приятная услуга для московита. Поэтому он, не задумываясь долго, на вечные времена отдал упомянутому князю княжество вместе с городом Смоленском в наследственный лен. Михаил Линский же был вполне уверен, что имеет дело с милостивым великим князем, который сдержит все, что обещал; поэтому он двинулся к Смоленску с московитским войском великого князя с большими угрозами и страхами, пустил также в ход все свое искуство вести козни ласковыми словами, пока не склонил смоленцев передать ему крепость как их земляку и природному князю и признать его своим государем. Михаил Линский вообразил, что удержит за собой город и княжество, а между тем войско великого князя заняло и город, и княжество, а Михаила Линского отослали Москву, где он наконец умер с голоду в княжеской темнице. Такими кознями московит добыл город Смоленск с принадлежащим к нему княжеством на расстоянии около 100 миль, которых он и его предки в сто лет не смогли взять силой. Случило это в 1514 году. [199]

Прим. перев. Глава эта написана Рюссовым, очевидно, для оправдания недоверия, оказанного ревельцами к Иоанну и герцогу Магнусу.

Последняя (третья) осада Смоленска началась 29-го июля 1514 г. Пушкарь Стефан распоряжался действием артиллерии столь успешно, что на другой же день Смоленск сдался. Жители были приведены к присяге 31-го июля: быть за великим князем, и добра ему хотеть, за короля не думать и добра ему не хотеть. 1-го августа великий князь Василий Иоаннович торжественно вступил в Смоленск, при чем о передаче смоленского княжества Глинскому и речи никакой не было. «Иностранные известия, говорит наш историк (см. Соловьева V, стр. 337). приписывает Глинскому большое участие во взятии Смоленска (Рюссов, конечно, знал о взятии Смоленска чрез иностранцев); говорят, что он завел сношения со смольнянами, привлек многих из них на свою сторону, и эти то люди заставили большинство жителей сдаться, не дожидаясь прихода королевского войска, в котором обнадеживал их воевода Сологуб. По известиям о взятии Смоленска, полученном в Ливонии, Глинский будто бы сказал великому князю: «Нынче я дарю тебе Смоленск, которого ты так долго желал: чем ты меня отдаришь? Великий князь отвечал: «я дарю тебе княжество в Литве» Это известие противоречит известию Герберштейна, будто Василий в Москве обещал Глинскому отдать ему Смоленск. Как бы то ни было, видно одно, что Глинский, хотя и не имел обещания великого князя относительно Смоленска, тем не менее надеялся, что ему отдадут этот город, считая себя главным виновником его взятия и вообще успеха войны... но со стороны Василия было бы большою неосторожностию выпустить из рук этот давно желанный драгоценный Смоленск, ключ к Днепровской области, отдать его Глинскому... которого характер и энергия не могли дать московскому государю достаточного ручательства в сохранении этого важного приобретения.

Глинский, вскоре после взятия Смоленска, завел переговоры с Сигизмундом, тайно бросил московский отряд и бежал в Оршу, — но на дороге был схвачен и отвезен в Дорогобуж к великому князю, который велел заковать его и отправить в Москву.

Каким образом Смоленск очутился в руках литовского князя уже упомянуто в Приб. Сборнике. II, стр. 266.