Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАЛЬТАЗАР РУССОВ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
961.25 Кб
Скачать

32. Зиверт Ландер фон Шпангейм, тридцать второй магистр тевтонского ордена в Ливонии, 1415 — 25 (18 — 25) г.

В должности магистра ливонского после магистра Дидериха Тюрка следовал Зиверт Лаидер ф. Шпангейм, во все время управления которого шла война с литовцами. Во время этого магистра происходили великие раздоры, ссоры и брань между городом и женским монастырем в Ревеле, который раздор прекратил и примирил в 1422 г. В его время архиепископством рижским управлял Иоанн Габунд, епископ курляндский, и он был десятым архиепископом. Этот магистр управлял десять лет.

Прим. перев. Магистр Шпангейм, о коем сохранились известия как о человеке своевольном, не уважавшем ни совести, ни нравственности, вступил в управление ливонскими орденскими делами в 1415 г. Рюссов ограничивается только упоминанием, что в его время рижским архиепископством управлял Иоанн Габунди, сменивший Валенрода, но он не упоминает, что с Иоанна Габунди начинается попытка освобождения архиепископа от ордена.

Было уже выше рассказано каким образом ордену удалось занять первенствующее положение в Ливонии и подчинить себе духовную власть, и было упомянуто, что, по постановлению великого магистра, рижским архиепископом могло быть лицо, принадлежащее к ордену, т. е. из духовных братьев ордена (см. выше стр. 258).

После Валенрода был назначен рижским архиепископом Иоанн Габунди, вовсе не принадлежащей к числу орденских братьев, и в сане этом был признан рижским капитулом, — хотя великий магистр и прилагал всяческие старания, чтобы отклонить подобное назначение. Осенью 1418 г. новый архиепископ прибыл в Ригу и принял в управление архиепископство. Можно [267] было предполагать, что Шпангейм, не боявшийся прибегать ни к каким насилиям, встретил архиепископа недружелюбно, потому что он был назначен против воли ордена, не принадлежал, как бы следовало по булле Бонифация, к ордену, не обнаруживает даже желания вступить в орден, но вышло на оборот: неукротимый Шпангейм дружески принял архиепископа, гостеприимно угостил его, передал ему, согласно данцигского договора, город Ригу, даже сдал ему часть архиепископства со всеми замками и имениями (очень быть может потому, что орден не уплатил с них папе условленной аренды). Причина такого дружелюбия и гостеприимства заключалась вовсе не в том, чтобы Шпангейм отрекся от добытых его предшественником прав на подчинение себе духовной власти, а в том, что тевтонский орден после грюнвальдского разгрома никак не мог оправиться и находился в самом печальном положении: многие из братьев выступили из ордена, казна была пуста и нечем было уплачивать контрибуции, к довершению в среде оставшихся братьев появились враждебные друг другу партии, в стране (Пруссии) свирепетвовал голод и повальные болезни, и польский король Ягайло грозил новою войною. Великому магистру, на случай войны с Польшею, необходимо было получить помощь из Ливонии, а для этого необходимо было, чтобы у ливонского магистра были развязаны руки для посылки в Пруссию вспомогательных отрядов. Великий магистр поэтому и приказал Шпангейму избегать всячески столкновений и неприязнениых действий с архиепископом.

Иоанн Габунди, конечно, очень скоро разгадал причины дружелюбия к себе ордена и немедленно же постарался воспользоваться слабостью ордена, чтобы поставить ливонскую церковь на прежнюю высоту. Он послал в Рим своего каноника Арнольда фон Бринкена хлопотать об отмене буллы папы Бонифация. Арнольд повел дело столь искусно, что папа Мартин V, 13 января 1423 г. издал буллу о приостановлении действия буллы папы Бонифация впредь до распоряжения, 22 декабря того же 1423 г. последовала новая булла, которою булла папы Бонифация отменялась формально и навсегда, и вместе с тем предписывалось вновь вступающим каноникам архиепископства носить августинское одеяние, т. е. черные мантии.

Орденский прокуратор Тиргарт усиленно хлопотал, чтоб противодействовать этим буллам, но совершенно безуспешно. Чрез три года, именно 13 ноября 1426 г., состоялась новая булла, в силу которой рижская церковь должна была возвратиться к тому положению, в каком находилась до буллы Бонифация, и всему рижскому соборному капитулу назначалось августинское одеяние. Булла эта не застала уже в живых ни архиепископа Габунди, ни магистра Шпангейма: они оба умерли в 1424 году. Архиепископом был избран рижский соборный пробст (настоятель) Геннинг Шарфенберг, а ливонским магистром брат Циссе фон Оргис Руттенберг. В выборах этих двух высших представителей власти участвовали и два депутата от Риги, Фельзан и Зольтрум. [268]