Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАЛЬТАЗАР РУССОВ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
961.25 Кб
Скачать

85. Восстание крестьян, 1560 г.

Той же осенью, когда страна находилась в таком бедственном положении, в Гарриене и Вике поднялся мятеж между крестьянами; упомянутые крестьяне восстали против дворян из за того, что должны были давать дворянам большие подати и налоги и исполнять трудные службы, но в нужде не имеют от них никакой защиты, а московит без всякого сопротивления нападает на них. Поэтому они намерены более не подчиняться дворянам или справлять им какие либо службы, но они хотят быть совершенно освобождены от этого, а если нет, то перебьют все дворянство. Они исполнили свое намерение и убили некоторых дворян, которых нашли по деревням дома, а именно Якова Укселя ф. Луммата, Отто Укселя фон Киркета, Юргена Рисбитера и Дидерика Ливе. Эти же крестьяне отправили своих послов к городу Ревелю, чтобы заключить дружбу и мир с городом. Но дворянам они не хотели ни в чем уступить. Выслушав их просьбу, один из советников усердно старался уговорить их и убедить оставить свое намерение; но убеждения ничего не помогли: они продолжали начатое и осадили замок Лоде, куда спаслись от них многие из дворян. Чтобы помочь осажденным, Христофор Меникгузен с несколькими дворянами вооружился и напал на восставших крестьян у Лоде; многие из них были убиты, а предводители и капитаны взяты в плен; они частью были казнены перед Ревелем, частью перед Лоде. Так кончился этот мятеж.

86. Ревель обращается к Швеции, 1560 г.

В 1560 году осенью, когда город Ревель находился в большой опасности от московита, который непрестанно свирепствовал перед воротами Ревеля и угнал не только городской скот, но и бюргерский и скот всех жителей, когда никто более не осмеливался выйти за ворота и неоткуда было ждать ни помощи, ни совета, тогда ревельцы, по безвыходной нужде, должны были искать помощи и утешения у своего соседа, государя Эрика XIV, короля шведского, и отправили своих послов, Иоанна Шмедемана, [398] городского ратмана, и Иост цур Гаке, старшину общины, к его величеству королю Эрику с поручением добыть у него сумму денег под надежную запис, в пользу города; а также узнать у него, чего они могут ожидать от него в нужде, если московит осадит их. На это они получили следующий ответ: государство шведское не может давать в долг денег. Но так как город находится в большой опасности и покинут всеми, и если московит овладеет городом Ревелем, то и для королевства Швеции будет нестерпимым соседом; поэтому если город желает сдаться под покровительство шведской короны, то король, не из желания города или земель, которых у него и так довольно, но из хриcтианской любви и во избежание московитского соседства примет Ревель и охотно пришлет на помощь городу Ревелю не только денег, но и орудия, пороху и свинцу, а также и различного провианту и необходимых вещей для домашнего обихода; он оставит им все старые права и привилегия, к тому же будет поддерживать и защищать их против всякого.

87. Магистр не может помочь.

Когда ревельцы получили такой милостивый ответ в Швеции, то стали обдумывать его и сначала отправили своих послов к магистру Готгарду Кетлеру, а именно Германа Спойе и Робрехда фон Гильзена от гарриенского и вирландского рыцарства, и от бюргерства Иоанна Кеннинка, бургомистра, Юргена Гевериегера, поверенного от магистрата, и Лаврентия Шмита, секретаря, чтобы разведать не знает ли ливонский магистр еще какого нибудь способа или не надеется ли он на что нибудь, чем бы можно было утешить и спасти остальные земли и города. Если он может защищать ревельцев вместе с рыцарством этой страны от московита, то они не знают лучшего господина. Если же у него нет никакого совета, помощи и утешения, если он не может сделать для них большего, чем до сих пор, то, по безвыходной нужде, они должны будут искать других средств и путей. Им сослужили бы слишком малую службу, еслибы, чего Боже сохрани, город Ревель со всеми жителями, молодыми и старыми, попался в руки московиту; а этого ведь можно бояться ежедневно. На это магистр все еще посылал добрые утешения без помощи и, наконец, прислал в Ревель несколько поляков, называвшихся польскими президиями; дело было похоже на то, что он не только сам перейдет на сторону поляков, но и город Ревель охотно передаст королю польскому. Но президии мало принесли пользы городу Ревелю. После того как эти поляки несколько времени [399] пробыли в Ревеле и не могли ужиться с немецкими ландскнехтами, один из советников ласково отблагодарил их и с подарками и почестями отправил в Польшу.