Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАЛЬТАЗАР РУССОВ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
961.25 Кб
Скачать

29. Вольдемар ф. Брюггеней, двадцать девятый магистр тевтонского ордена в Ливонии 1394 — 1402 (1396 — 1404) г.

В 1394 году звание магистра в Ливонии получил Вольдемар ф. Брюггеней, который магистр довершил начатую войну с дерптцами. Потому что жители Дерпта соединились с неверными псковскими русскими, литовцами и самаитами против ордена. И когда эти названные враги прибыли к дерптцам вдоль Пейбеса и сильно опустошили Ливонию, тогда магистр Вольдемар также вооружился по возможности с друзьями ордена, и с большим мужеством снова выбил врагов из страны, и эта битва не обошлась без значительных потерь с обеих сторон. Затем обе стороны были выслушаны по этому делу в Данциге и, наконец, улажены и враждовавшие примирены.

Во время управления этого магистра, Конрад ф. Юнгинген, великий магистр в Пруссии, даровал рыцарству в Гарригене и Вирланде особые великие вольности и привиллегии, преимущественно пред всеми другими дворянами в Ливонии, именно, что дочери, как и сыновья дворян могут наследовать в упомянутых землях не только движимое, но и недвижимое имущество, как то: участки земли, дворы и деревни, замки и бурги до пятого колена, вопреки всем ленным правам. Такая милость и вольность дана, утверждена письменно и скреплена печатью великим магистром прусским в Данциге в 1397 году, в день Маргариты.

Кроме того гарриенским и вирским дворянам дали на всегда как привиллегию сначала королей датских, а затем великих магистров прусских, великое рыцарское право, по которому в суде заседали шесть гарриенских и шесть вирских советников и два сановника, именно командор ревельский и фохт везенбергский, и что этот суд выскажет и приговорит, то признавалось правом, и спорившие должны были подчиняться приговору, и затем следовало всегда без всякого оспаривания исполнение приговора посредством манрихтера, который по ливонскому рыцарскому праву был фохтом; а на этот суд никто не мог апелировать даже и властителю земли. [260]

Далее дворянство имело право издавать смертные приговоры в своем дворе и своем имении, и если преступник бывал захвачен в дворянском поместье, то и подлежал суду не начальства, а того дворянина, в пределах и границах которого совершилось преступление.

И чем щедрее ливонское дворянство было одарено привиллегиями, тем скуднее были права в суде бедных крестян этой земли. Ибо бедный крестьянин не имел никакого другого права, кроме того, которое предоставлял ему помещик или фохт. И бедный человек не смел жаловаться ни какой высшей власти на какое бы то ни было насилие и несправедливость. И если умирали крестьянин и его жена, оставив детей, то опека над детьми учреждалась такая, что господа брали к себе все, что оставалось после родителей, а дети должны были находиться нагие и босые у очага помещика, или же побираться милостынью по городам, лишаясь всего родительского имущества. И все, чем владел бедный крестьянин, принадлежало не ему, а господам. И если крестьянину случалось немного провиниться, то ему помещик или ландфохт, которого здесь называли ландкнехтом, без всякого милосердия и человеческого чувства, приказывал раздеть до нага, и не щадя возраста, его стегали длинными, острыми розгами. Только богатый крестьянин мог во всякое время откупиться приличным подарком. Бывали многие и такие дворяне, которые обменивали и выманивали своих бедных крестьян и подвластных на собак и гончих. Такое и подобные своеволия, несправедливости и тиранства должны были терпеть и переносить бедные крестьяне этого края от дворян и ландкнехтов, оставленные властями без всякого внимания.

Так между крестьянами в Ливонии было в обычай языческое, противное христанскому учению право, в чем винить следует не столько крестьян, сколько господ, позволявших такие вещи. Потому что если кто нибудь был убит и лишен жизни, то ближайшие друзья убитого употребляли свой собственный суд и расправу и убийцу, на том месте, где его найдут и поймают, немедленно казнили без палача, хотя бы он совершил убийство, защищая свою жизнь. И если настоящего убийцу нельзя было поймать, то за него нередко расплачивался его ближайший друг, а иногда даже дитя в колыбели убивали вместо отца. Этот магистр управлял восемь лет.

Прим. перев. Рюссов упоминает здесь о рыцарском праве. Когда же оно появилось в Ливонии? Что служило руководством властителям при внутреннем управлении ливонских областей?

Основанием и руководством служили прежде всего буллы пап и грамоты римских императоров, далее кодексы (собрания [261] законов области или состояния), потом положения ландтагов и, наконец, договоры между местными властителями края.

Германские пришельцы принесли с собой свои обычаи, свои уставы и ленную-систему. Эти обычаи и уставы, обязательные для вассалов каждой области, были собраны в отдельной книги (книги прав — "Rechtsbuecher"), из которых важнейшие были для Лифляндии: право рыцарское, вик-эзельское ленное право, правила для адвокатов (formulare procuratorum) Фабри, крестьянские узаконения; для Эстляндии: ленное право Вольдемара Эриха, красная книга.

Книга о рыцарском и земском праве дошла до нас в трех разных видах: древнее, среднее и исправленное. Нельзя сказать с точностию к которому именно году относится составление этих сборников, но, по всей вероятности, книга о древнейшем и первом лифляндском рыцарском и земском праве (хранится в архиве лифляндского дворянства в Риге) составлена не в ХIII, а в XIV столетии. Она состоит из 67 глав, в которых говорится об инвеституре на лены и о правах и обязанностях вассалов, об опеке, о гражданском и уголовном судопроизводстве по делам о ленах, о владении крестьянами и проч. Среднее рыцарское право состоит из 249 глав. Кажется, что сборник этот был составлен частным лицом первоначально для руководства одних вассалов рижского архиепископства, но в XV столетии оно действовало уже во всей Ливонии, как имеющее силу закона. Исправленное рыцарское право, по всей вероятности, относится к XV столетии и есть не что иное, как среднее право, приведенное в известную систему и разделенное на три книги.

Вик-эзельское ленное право есть сборник обычаев и узаконений, действовавших в эзельском епископстве. Сюда вошли статьи из древнего и среднего рыцарского права с некоторыми сокращениями.

Formulare procuratorum (правила для адвокатов) есть не что иное, как устав судопроизводства. Книга эта составлена синдиком ливонского ордена Дионисием Фабри в 1533 — 1538 г., след, относится к последним годам самостоятельности Ливонии.

В рыцарском праве, касающемся почти исключительно вассалов, встречаются постановления и о крестьянах, но в древния времена были и особые крестьянские положения, из которых известно: "Крестьянское право ливов", приписываемое епископу Альберту и другое озаглавленное: Diet seint dye vornemlichen Rechte vonn denn Bisehofen von Leyffland und vonn Rittern Gotz und vonn denn deutchen und oldenn Lyfflenderren, то есть, сии суть главнейшие законы епископов лифляндских, рыцарей божиих, немцев и древних лифляндцев. Этот второй сборник сходен с крестьянским правом ливов, но содержит в себе, кроме исчисления преступлений и наказаний, и гражданские постановления относительно наследства вдов и детей. [262]

В Эстонии, во времена ливонской самостоятельности, законами служили грамоты королей датских, данные эстонским вассалам с 1238 по 1347 годы, грамоты великих и ливонских магистров и ленное право Вольдемара-Эриха. Сборник законов, известный под именем ленного права, составлен в 1315 году до приказаний датского короля Эриха VII и заключает в себе постановления Вольдемара II о правах вассалов. Многие исследователи не без оснований полагают, что древнее рыцарское право лифляндское заимствовано из ленного права Вольдемара-Эриха, которое в свою очередь заимствовано из ленного права саксонского. В Вольдемар-Эрихском ленном праве говорится о ленной инвеституре, о наследовании в ленных владениях, об опеке над малолетними, о назначении королевского наместника с правом судить и назначать судей, о судопроизводстве.

В средине XVI столетия секретарь эстляндского рыцарства, по требованию ландратов Гарриена и Вирланда, собрал в одну книгу все грамоты и привиллегии, дарованные рыцарству, определения общих ливонских ландтагов и постановлений дворянства гарриенского и вирландского. Книга эта, по переплету, названная красною (хранится в архиве эстляндского дворянства в Ревеле) долгое время служила единственным основанием прав и преимуществ эстляндского дворянства.

Ливское крестьянское право действовало и в Эстонии. Рюссов обращает особенное внимание на привиллегию, дарованную эстонским вассалам великим магистром Конрадом фон Юнгингеном в 1397 г. Действительно, это весьма важная привиллегия, так как ею права наследства в ленах распространены до пятого колена мужского и женского пола. Привиллегия эта впоследствии, в 1452 году, была подтверждена великим магистром Эрлихгаузеном, а с 1457 г. распространилась и на всю Ливонию, как о том уже упомянуто выше, в введении на стр. XXI.