Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
том 3 энц.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
4.78 Mб
Скачать

Актуальные проблемы

Исследования в области сексуальной ак­тивности и выработка методик лечения нача­лись относительно недавно, в то время как дискуссии по проблеме воздействия биологи­ческого и гормонального состояния на поло­вую активность ведутся постоянно. Очень редко рассматривались исследователями ценностные представления о половых отно­шениях, отражающие культурные и этниче­ские особенности среды.

Степень распространенности случаев сексуальной дисфункции едва ли поддастся строгой документализации. Часто приводи­лись высказывания У. Мастерса и В. Джон­сона о том, что по меньшей мере 50% супру­жеских пар могут в какой-то период стать кандидатами в пациенты по поводу сексуаль­ной дисфункции (Л. Лсрмап, 1979). Истин­ные масштабы проблемы определить трудно, поскольку люди обычно не делятся такими сведениями, а многие специалисты не задают соответствующих вопросов. Поведение спе­циалистов имеет первостепенное значение. В одном из исследований было установлено, что если клиницисты расспрашивают пациента о его сексуальных затруднениях, не ожидая, пока он сам о них расскажет, выявляется вдвое больше случаев сексуальных наруше­ний (Д. Бернап и Дж. Голдсн, 1967). Тради­ции социальной среды привили людям обы­чай не говорить о сексе с посторонними. Поэтому социальный работник должен со­здать атмосферу непредвзятости и терпимо­сти, когда клиенты обоего пола смогли бы сво­бодно рассказать о своих сексуальных затруднениях.

Социальные работники обслуживают контингент со специфическими физически­ми проблемами, такими, как поражение спинного мозга, слепота и глухота. В ходе ле­чения сексуальных расстройств у этих боль-

ных и проводимой с ними разъяснительной работы следует учитывать ограничения, ко­торые накладывает их физическое состояние. Социальные работники играют важную роль как часть медицинского персонала, занимаю­щегося лечением таких больных.

Некоторые методы сексотерапии все еще подвергаются критическому обсуждению как с точки зрения их эффективности, так и в этическом отношении. Одним из таких мето­дов является привлечение суррогатных "пар­тнеров".

Ограниченное финансирование лечения сексуальных дисфункций у представителей групп населения с низким доходом может от­ражать проблему уровня жизни в целом. Речь идет о том, имеет ли человек право на нор­мальную здоровую половую жизнь. До 1985 г. такие профессиональные организа­ции, как Национальная ассоциация социаль­ных работников, непосредственно не занима­лись этим вопросом. На практике многие страховые агентства и другие учреждения, выплачивающие пособия на лечение, отка­зываются платить при диагнозе "сексуальная дисфункция". Однако налоговая инспекция разрешает вычитать расходы на лечение сек­суальных дисфункций из сумм, подлежащих налогообложению. Дополнительные пробле­мы создает то обстоятельство, что лечение по­ловых расстройств во многих регионах стра­ны обходится гораздо дороже, чем другие виды психотерапии.

Социальная работа может играть важную роль в оказании помощи лицам, страдающим сексуальными дисфункциями. Многие сексо­логи имеют частную практику. Без оценки потребностей и разработки соответствующих программ некоторые группы населения могут остаться без необходимой помощи. Социаль­ные работники в целом слабо разбираются в проблемах сексуальных дисфункций у пред­ставителей расовых меньшинств, и те из них, кто занят обслуживанием этих групп и понимает их нужды, могут многое сделать для создания соответствующих служб.

И по исторически сложившейся тради­ции и по определению социальные работники призваны помогать жертвам несправедливо­сти. Социальная дискриминация в отноше­нии гомосексуалистов и лесбиянок привела к нехватке необходимых служб для лечения у них половых расстройств. Социальные ра­ботники могут сыграть важную роль в качест­ве защитников прав этих людей.

Другой острый вопрос касается того, как сексотсрапня и сексология соотносятся с пси­хиатрией. Все еще остается предметом спора,

73

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

должна ли сексотерапия, как таковая, быть самостоятельной специальностью.

В 1967 г. группа специалистов, заинтере­сованных в повышении уровня компетентно­сти педагогов, консультантов и врачей, рабо­тающих в области сексологии, создала национальную некоммерческую организа­цию — Американскую ассоциацию сексоло­гов-педагогов, консультантов и врачей. Се­годня эта ассоциация общепризнана как национальная организация, которая объеди­няет представителей разных профессий, оди­наково заинтересованных в обеспечении вы­сокого уровня деятельности в этой сфере. Социальные работники, желающие трудить­ся в области сексотерапии, могут подумать о получении диплома этой организации. При этом для каждой категории существуют свои правила. Чтобы стать дипломированным сек-сотерапевтом, необходимо иметь образова­ние, звание магистра и трехлетний стаж практической работы или докторскую сте­пень и двухлетний стаж, подтверждающие знания в области сексологии, а также опыт руководящей работы и соответствующие ре­комендации. Как один из крупных отрядов специалистов в области психического здо­ровья, многие социальные работники, зани­мающиеся сексотерапией, являются членами этой организации, имеющей право присуж­дать соответствующие дипломы.

Дайана Блейк Брэшир

См. также: Сексуальность.

Bancroft J. (1983). Human Sexuality and Its Problems. N. Y.: Churchill Livingstone. • Brashear D. (1976). The Social Worker as Sex Educator. N. Y.: Human Sciences Press. • Burnap D. W., Golden J. S. (1967). Sexual Problems in Medical Practice.— Journal of Medical Education, 42, 673—680. • Fisher S. (1973). The Female Orgasm. N. Y.: Basic Books. • Kaplan H. S. (1983). The Evaluation of Sexual Disorders: Psychological and Medical Aspects. N. Y.: Brunner/Mazel. • Lazarus A. (1963). The Treatment of Chronic Frigidity by Systematic Dcsensitization.— Journal of Nervous and Mental Disorders, 136, 272—278. • Lehrman N. (1970). Masters & Johnson Explained. Chicago: Playboy Press. • Masters W. H., Johnson V. E. (1970). Human Sexual Inadequacy. Boston: Little, Brown & Co.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Понятие "провинциальный" в демогра­фическом, а что еще важнее — в социально-экономическом смысле служит для обобще­ния тесных межличностных связей, характеризующих жизнь в общинах и регио­нах, которые социальные работники рас­сматривают как сельскую местность: малень­кие города и деревни со слаборазвитой инфраструктурой, в которых разнообразие рабочих мест невелико, структура власти бо­лее традициониа и элитна; в которых основ­ную роль играют личные отношения, а обще­ственные и частные деловые отношения более неформальны и менее бюрократизированы.

Демографические

и социально-экономические

характеристики

Хотя к привычному стереотипу однород­ности и сплоченности сельской общины сегодня относятся все более критически (К. Уилкинсон, 1982), остается фактом, что между мелкими, в том числе сельскими, по­селениями и крупными центрами существует различие в степени близости межчеловече­ских отношений и их формализации. Соглас­но данным переписи 1980 г., в США сущест­вует 329 так называемых статистических зон (городов с населением не менее 50 тыс. чело­век и их окрестностей). С одной стороны, в этих зонах с их центральными районами и окрестностями проживает 75,8% населения всей страны. С другой стороны, в США на­считывается 2649 более мелких округов, где население в 1970—1980 гг. возросло на 15,8% в отличие от 9,8% роста населения в центральных областях за тот же период (К. Биле, 1981). Описание различных харак­теристик центральных и периферийных зон — это удобный способ для того, чтобы лег­ко находить различия между большими горо­дами с прилегающими окрестностями и сель­ской местностью, включая маленькие городки. Однако тот же Биле предупреждал, что миллионы людей, проживающих в сель­ской местности и в маленьких городах, рас­сматриваются при таком подходе как жители пригородов. Около 200 так называемых цен­тральных округов являются либо частично, либо полностью сельскими. Эти округа рас­сматриваются как центральные, поскольку значительная часть их жителей имеет работу в центральных зонах. Следовательно, надо признать справедливость утверждения, что

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

74

социальные работники обслуживают намно­го больше, чем 59,5 млн (24,2%) из общего населения США, подходящих под определе­ние сельского населения.

Две тенденции. Для составления объ­ективной картины провинциальной Америки надо обратить внимание на две важные взаи­мосвязанные тенденции. Во-первых, пере­пись 1980 г. показала, что впервые за 160 лет в США прирост населения в сельской местно­сти и в маленьких городах превысил прирост населения в центрах. Хотя многие ученые предсказывают, что такая тенденция роста населения в провинциальных областях не бу­дет долговременной (Р. Форсталл и Р. Эн-гелс, 1984), в ближайшее десятилетие соци­альные работники все же должны рассчитывать на изменения, связанные с ро­стом населения в маленьких общинах. Новые направления в развитии промышленности; отток рабочих из традиционных добывающих отраслей, таких, как горнорудная; переезд людей из городов в близлежащие пригороды; увеличение количества пожилых людей, пе­реезжающих из крупных городов в сельскую местность, а также изменение приоритетов огромного количества людей, заботящихся об уровне своей жизни, — все это ведет к росту сельского населения. Однако, к сожалению, этот рост не был равномерным и имел не толь­ко положительные, но и негативные послед­ствия. В некоторых местностях имело место резкое падение численности населения. Та­кая тенденция наблюдалась в основных сель­скохозяйственных районах. Рост же происхо­дил в округах Южных Аппалачей, в верховьях Великих озер, на севере Новой Ан­глии и в некоторых других регионах, а также в горных районах Техаса. В штатах на Юге и Юго-Западе, где рост населения был выше среднего по стране, такой рост наблюдался как в городских, так и в сельских округах.

Вторая тенденция, связанная с неравно­мерным ростом населения, заключается в том, что рост населения в сельской местности не всегда идет на пользу этому населению. Поэтому хотя разрыв в доходах и социально-экономических факторах между сельскими и городскими местностями значительно умень­шился за период 1953—1973 г., после 1973 г. тенденция к уменьшению разрыва сошла на нет. Сегодня доходы в сельской местности со­ставляют 78% доходов городских жителей. Кроме того, обратное соотношение имеет ме­сто между общей численностью населения и процентом бедняков в нем (Ф. Ханне, Дж. Браун и Дж. Зиммер, 1975). Беднейшие округа чаще всего являются сельскими или

отдаленными от центров. Следовательно, се­годня бедность в США наблюдается в основ­ном в сельских районах, особенно же это от­носится к национальным меньшинствам (Б. Чэдуик иГ. Бар, 1978). Хотя только 25% населения живет в провинциальных обла­стях, около 40% из 27 млн бедняков прожи­вает именно в них.

Пожилое население довольно равномерно распределено и в городе, и на селе (13% в городских центрах, 10,7% вне больших горо­дов) , однако до сих пор концентрация пожи­лых жителей в сельских семьях достаточно высока. Правительство выделяет опреде­ленные средства на выплату социальных по­собий и оказание собственно помощи, причем такие выплаты составляют 15% дохода сель­ского населения и 12% дохода горожан. В 500 сельских округах такие выплаты являются основным источником доходов, однако жите­ли сельских областей не рассчитывают только на увеличение материальной помощи. Кроме того, так как местные руководители сохраня­ют автономию при установлении размеров помощи, то пособия, выделяемые по Про­грамме помощи семьям с зависимыми деть­ми в сельских районах ниже, а программы общей помощи, которые контролируются штатами, часто просто не проводятся в жизнь (Э. Випсон и К. Джесберг, 1978).

В наиболее процветающих округах уве­личение количества жителей с высоким уров­нем дохода приводило к увеличению разрыва между богатыми и бедными. Представители расовых и этнических меньшинств, которые в основном живут в сельских областях, до сих пор являются наиболее бедными из амери­канцев; они страдают от частых болезней, недоедания и плохого питания, высокого уровня смертности у детей, неудобного жилья и неквалифицированной работы. Будучи не­конкурентоспособными в быстро развиваю­щихся сельских областях, где новая промыш­ленность и высокоразвитые технологии начинают все более превалировать над тради­ционными сельскохозяйственными отрасля­ми, эти меньшинства, а также некоторые пожилые сельчане вынуждены быть сторон­ними наблюдателями того, как обогащаются их соседи, процветают новоселы и как с каж­дым днем вследствие промышленного подъ­ема растет стоимость жизни.