Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
том 3 энц.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
4.78 Mб
Скачать

Показатели неравенства

Кумулятивный эффект расовой дискри­минации можно проследить, используя в ка­честве показателей положение меньшинств в наиболее важных отраслях образования, за­нятости и доходов. Хотя современные пред­ставления о неравенстве различаются в зави­симости от групп населения и институтов общества, имеющиеся данные позволяют за­ключить, что американской нации еще пред­стоит долгий путь, пока она достигает равен­ства в распределении возможностей и благ, которыми владеет общество.

Образование. Получение соответству­ющего образования является главной воз­можностью социальной мобильности для всех американцев. Данные за 1980 г. демон­стрируют существенный расовый дисбаланс в этой области. По средней продолжительно­сти обучения в школе превосходство белых американцев над индейцами, чернокожими, пуэрториканцами и мексиканцами составля­ло от 0,3 до 2,9 года. Для полной средней школы и колледжа эти различия еще более разительны. Среди белых граждан в возрасте 25 лет и старше 70% закончили полную сред­нюю школу в сравнении с 37,6% лиц мекси­канского происхождения, 40% пуэрторикан­цев, 51% чернокожих и 56% индейцев. Более 17% белых по крайней мере четыре года учились в колледже, что далеко превос­ходит показатели по всем упомянутым мень­шинствам. Среди занимавших второе место чернокожих американцев таких оказалось 8,4%.

Американские китайцы и японцы состав­ляют примечательное исключение из общего правила. По всем трем показателям они обог­нали белых. Цифры поражают — более 36% китайцев и около 26% японцев не менее че­тырех лет обучались в колледже. Относитель­ный успех американцев азиатского проис­хождения привлек значительное внимание. Он находит отражение и в статусе этой груп­пы населения. С другой стороны, распростра­ненное мнение, что американцы азиатского происхождения создали модель социально-экономического успеха, является предметом дискуссий.

Занятость и род занятии. Уровень и характер участия меньшинств на рынке рабо­чей силы более или менее совпадают с обра­зовательными показателями различных групп. Среди белых в 1980 г. менее 8% не имели работы, для мексиканцев эта цифра составляла 11,7%, пуэрториканцев и черно­кожих — 11,8%, индейцев — 13%. У китай­цев и японцев здесь дело обстояло сравни­тельно благополучно — соответственно 3,6 и 3%.

Заслуживает упоминания и проблема не­полной занятости. Люди могут считаться не полностью занятыми, если они не имеют по­стоянной работы, вынужденно работают неполный день, используются на вспомога­тельных участках с минимальными перспек­тивами продвижения, постоянно получают неадекватную плату за свой труд, заняты ра­ботой, не соответствующей их образованию, или получают плату, не соответствующую их квалификации. Во всех этих случаях мень­шинства представлены непропорционально их численности.

Что касается рода занятий, то меньшин­ства слабо представлены в наиболее перспек­тивных и престижных категориях профес­сий. Почти 17 % белых рабочих в 1980 г. были заняты на должностях, требующих профес­сионального или технического образования, в сравнении с 7% всех испаноязычных амери­канцев, 8% чернокожих и 11% индейцев. Аналогичным образом у представителей этих групп населения меньше шансов занять административно-управленческие посты. Среди белых эта категория работающих со­ставляла 13 %. На низшей ступени оказались чернокожие — 4,3%. Американцы азиатско­го происхождения чаще, чем белые, были представлены на должностях, требующих профессионального и технического образова­ния, но уступали представительству белых в административно-управленческом эшелоне. Зато среди чернорабочих и в сфере обслужи-

АСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И НЕРАВЕНСТВО 18

вания псе указанные меньшинства представ­лены непропорционально широко — соответ­ствующее процентное отношение для черно­кожих и лиц латиноамериканского происхождения было более чем в 2 раза выше по сравнению с белыми.

Доходы. В 1980 г. средний доход амери-канской семьи равнялся 21 014 долл. Это на 49% выше, чем у пуэрториканцев, на 40% — чем у чернокожих, на 35% больше, чем у индейцев, и на 30% — чем у мексиканцев. Заметим также, что угроза бедности для бе­лых не столь велика, как для других групп. Среди них лишь менее 7 % жили ниже уровня бедности по сравнению с 35% пуэрторикан­цев и 26% негритянских семей.

Эти сопоставления основаны на сумми­рованных данных; здесь не принимаются в расчет факторы, влияющие на уровень дохода. Некоторые исследования показыва­ют, что если скорректировать по всем расовым группам такие показатели, как обра­зовательный уровень, вид работы, продолжи­тельность рабочего дня и возраст, то неравен­ство уменьшится, но не исчезнет вовсе. В одном случае после уточнения некоторых составляющих в 1975 г. отношение дохода чернокожего мужчины к доходу белого изме­нилось с 65 до 85% и мексиканца — с 65 до 82%.

Доход представляет собой финансовые ресурсы, получаемые в течение определенно­го времени лицом или семьей преимущест­венно в виде заработка. Но размеры дохода не характеризуют сумму ресурсов, находящих­ся в распоряжении данного лица. Состояние же, собственность есть остаток (деньги или имущество), имеющийся у индивида после платы за все, что необходимо для повседнев­ной жизни. Состояние накапливается в тече­ние всей жизни, менее изменчиво, чем доход, и может быть использовано в случае необхо­димости. Размеры состояния можно считать более стабильным индикатором экономиче­ского положения. Одно недавнее исследова­ние показало, что состояние белой семьи в среднем в 2, 8 раза превышает состояние не­гритянской семьи. В расчете на одного чело­века белые в 3, 2 раза богаче. Эти цифры го­раздо выше, чем соотношение доходов. Автор исследования (У. О'Харе, 1983) пришел к за­ключению, что, "полагаясь при сравнении экономического положения на соотношение доходов, можно получить неполную и даже неверную картину об экономическом разрыве между белыми и черными, так что этот раз­рыв будет казаться меньше, чем он есть на самом деле".