Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
том 3 энц.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
4.78 Mб
Скачать

Заключение

Радикальная социальная работа продол­жалась в 80-х годах совсем в других формах, чем в 30-х и 60-х. Ее идеологическая ориен­тация, отношение к профессионализму, оценка государства стали более точными и гибкими, чем раньше. Приведут ли эта гиб­кость и внимание к повседневной работе с

б РАЗВОДИ РАЗДЕЛЬНОЕ ПРОЖИВАНИЕ

клиентами к усилению влияния радикалов на местах, будет зависеть от многих факторов, в том числе и от того, насколько эффективной станет их деятельность в конкретных сферах. Неприятие концепции "государства всеобще­го благосостояния" создало для социальных работников условия, несколько напоминаю­щие условия 30-х годов. Это сходство откры­вает новые возможности для радикалов. Од­нако никогда еще в нашем столетии левые в США не были так изолированы и так мало­численны, как сегодня, и это оказывает воз­действие на ситуацию. Для радикалов дина­мика перемен не является чем-то предопределенным. Ситуация постоянно ме­няется в результате того выбора, который лю­ди делают в рамках своих возможностей. Этот выбор и будет в основном определять судьбу социальной работы до конца XX в.

Стив Бергхардт, Майкл Фабрикант

Fisher J. (1980). The Response of Social Work to the Depression. Cambridge, Mass.: Schenkman Publishing Co. • Fisher R. Let the People Decide (1984). Boston: G. K. Hall & Co. • FreireP. (1973). Pedagogy of the Oppressed. N. Y.: Seabury Press. • Cough I. (1979). The Political Economy of the Welfare State. L., England: Macmillan. • NormanE., MarcusoA. (1980). Women's Issues and Social Work Practice. Itasca, III.: F. E. Peacock Publishers. • O'Connor J. (1973). The Fiscal Crisis of the State. N. Y.: St. Martin's Press. • Potter S., Darty T. (1981). Social Work and the Invisible Minority: An Exploration of Lesbianism.— Social Work, 26(3), 187—192. • SchechterS. (1982). Women and Male Violence: The History of the Battered Women's Movement. Boston: South End Press. • Weaver D. (1982). Empowering Treatment Skills for Helping Black Families.— Social Work, 63(2), 100—105.

Развод и раздельное проживание

В современной социальной культуре США возникло множество проблем, вызван­ных возросшим количеством разводов, веду­щих к появлению семей с одним родителем и к повторным бракам. Эти проблемы становят-

ся одними из важнейших для социальных ра­ботников и других профессионалов; их реше­ние требует оценки количественного уровня разводов и их влияния на взрослых и детей. Отметим, что хотя разделение и развод отли­чаются одно от другого, в литературе часто не делается различия между ними, поэтому тер­мины "разделение супругов", "развод" и "рас­пад семьи" в данной статье используются как взаимозаменяющие.

Демографическая информация

Демографические данные показывают, что в период 1960—1980 гг. уровень разводов повысился более чем вдвое. Фактическое ко­личество разводов в 1981 г. подскочило до 1,21 млн. При этом больше разводов наблю­далось среди чернокожих, чем среди белых, и среди молодого населения, нежели среди лю­дей старшего возраста. Для характеристики нарастания разводов интересны следующие статистические данные: 29% всех пар, всту­пивших в брак в 1952 г., были разведены на 25-й год совместной жизни; 29% пар, всту­пивших в брак в 1957 г., разошлись уже на 20-й год супружества; 29% пар, вступивших в брак в 1962 г., развелись через 15 лет; среди пар, вступивших в брак в 1967 г., 28% разве­лись через 10 лет супружества (Л. Торнтон и Д. Фридман, 1983). Если существующая тенденция разводов сохранится, то 50% по­женившихся в 1973 г. разведутся за такой пе­риод времени, в течение которого в 1860-е годы разводились всего 5%.

Более точные социологические данные различаются в зависимости от источника ин­формации, новизны, времени сбора, пред­ставленной выборки и методов оценки.

Уровень разводов непосредственно свя­зан с этнической принадлежностью, дохода­ми и образованием. Тенденция к разделению и разводам значительно выше у чернокожих, чем у белых. Так, в 1971 г. среди чернокожих женщин, родившихся в 1930—1934 гг., было зарегистрировано 24,3% разводов, а среди белых женщин соответствующей возрастной группы этот показатель составлял 16,7% (X. Картер и П. Глик, 1976). Зависимость между разводом и уровнем образования до­вольно сложна. Наибольшая вероятность раз­водов существует среди бросивших учебу в высшем учебном заведении студентов, пока­затель снижается среди окончивших высшее учебное заведение, снова возрастает среди бросивших колледж и снижается среди окон­чивших колледж. Самый высокий показатель разводов, однако, имеет место среди лиц, не завершивших высшее образование. Что каса-

7

РАЗВОД И РАЗДЕЛЬНОЕ ПРОЖИВАНИЕ

ется зависимости уровня разводов от доходов, то вероятность разводов среди белых мужчин в возрасте от 25 до 44 лет снижается с повы­шением доходов. Для белых женщин верно обратное. Тенденция к разводу чаще наблю­дается среди богатых чернокожих мужчин и бедных женщин, чем среди имеющих такой же доход белых. Самый высокий показатель разводов отмечался среди имеющих высокий доход белых женщин и самый низкий — сре­ди женщин с малым или нулевым доходом.

Каждый год в США разводы родителей затрагивают свыше миллиона детей. Распад браков и изменение статуса детей возникли не сегодня. Однако если раньше главной при­чиной распада семьи была смерть одного из родителей, то сейчас — их развод. Показате­ли расторжения браков в 70—80-х годах сви­детельствуют, что среди рожденных в браке один из трех белых и два из трех чернокожих детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, переживают развод родителей. Большинство детей после развода остаются на попечении матерей, большая часть их про­живает в семье с одним родителем, по край­ней мере в течение пяти лет. Приблизительно одна треть белых и половина чернокожих де­тей после повторного замужества матери сно­ва переживают разводы родителей. Все собы­тия, связанные с разводами, повторными браками и повторными разводами, лишают детей душевного равновесия. В 1960 г. 73% детей в возрасте 18 лет составляли часть тра­диционной семьи, в 1978 г. этот показатель упал до 63%, и если существующая тенден­ция сохранится, то в конце века только 54— 56% детей будут жить в традиционных семь­ях. В то же время все более возрастает численность и доля детей, живущих с одним родителем или в семьях, созданных повтор­ным браком. Группа детей, находящихся на попечении одного из родителей, может вско­ре превысить 25%.