Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
том 3 энц.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
4.78 Mб
Скачать

База знаний в системе социальной работы

Заимствованные знания. Социаль­ная работа многое заимствовала для своей си­стемы ценностей и нормативных принципов из философии, этики и юриспруденции. Из социологии и психологии она взяла понятия о поведении индивида и небольшой группы людей, о моделях семьи, процессах социаль­ного расслоения, поведении сложных струк­тур и разнообразии культурных систем. Анализируя и оценивая собственный практи­ческий опыт, а также избирательно заимст­вуя и приспосабливая понятия из родствен­ных дисциплин и профессий, социальные

187

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

работники разработали многочисленные пу­ти обеспечения услугами из областей здраво­охранения и психиатрии для семьи, взрос­лых, детей и молодежи, престарелых, женщин и переселенцев. Разработаны эф­фективные способы внедрения в такие про­блемные зоны, как плохое обращение с деть­ми и супругами, жестокость в семье, болезни, бедность, расизм, сексизм, ухудшение отно­шений между соседями, преступления и пра­вонарушения.

Заимствование знаний из других дисцип­лин настолько же рискованно, насколько и неизбежно. Главную опасность представляет непропорциональное влияние некоторых ис­точников знаний. Как отмечает Дж. Ротман (1985), несмотря на важность, которую при­давали в начале XX в. социологаи, социаль­ные работники, в сущности, пренебрегли многими социологическими знаниями в пользу психологических. За исключением раннего своего периода и эпохи "Нового кур­са", социальная работа получала большую часть своих средств анализа и практики от дисциплин, специализировавшихся на изу­чении скорее микро-, чем макроявлений. По­сле второй мировой войны в социальной ра­боте фактически возобладали методы, почерпнутые в психиатрии, и в особенности психоанализ. Шестидесятые годы принесли кратковременное смещение акцента на зна­ния, относящиеся к более крупным социаль­ным системам.

В целом психоанализ, психиатрия и пси­хология оказались основными источниками понятий и взглядов для практической соци­альной работы. Последствием чрезмерного доверия к этим источникам стала господству­ющая в профессии ориентация на индивида. Хотя социальная работа в данное время ка­жется более всеохватывающей в выборе и на­коплении междисциплинарных ориентиров, ее пересечения с антропологией, экономиче­ской и политической науками до сих пор весьма незначительны и непродуктивны.

А. Кадушин (1959) отметил другую опас­ность некритического заимствования — ис­пользуемые материалы могут быть непосле­довательными, нецельными, не прошедшими апробацию или неверно применены, если они не были должным образом адаптированы, до­полнены и синтезированы. Еще одна угро­за — это соблазн заимствования упрощенных версий сложных понятий и принципов. В некоторых ситуациях такое чрезмерное уп­рощение может перейти в фактическое иска­жение исходных идей. Особенно серьезной проблемой междисциплинарного заимство-

вания является тенденция наделять заимство­ванные открытия и выводы большей долей убедительности, чем та, которая присуща им изначально. Еще одной проблемой является временной разрыв между развитием теории или технологии и ее использованием или адаптацией практическими работниками.

Отношения между социологией и соци­альной работой несимметричны. Заимство­вания из социологии в социальной работе превосходили ее отдачу. Этот тип асиммет­рии характерен для отношений между теоре­тическими дисциплинами и прикладными: первые, как правило, больше ориентированы на открытие и утверждение обобщенных зна­ний, последние же в основном — на исполь­зование этих знаний.

Успехи недавнего прошлого. На­чиная с 70-х годов социальная работа сделала огромные успехи в укреплении базы знаний. Выпускались два новых исследовательских журнала наряду с журналами по социально­му управлению; групповой работе; школьной социальной работе; клинической социальной работе; социальному развитию; услугам для детей и молодежи; здравоохранению и соци­альной работе; компьютерной технологии в социальной работе; сравнительному соцобес-печению и геронтологической социальной работе. Делались попытки концептуализиро­вать практику социальной работы в экологи­ческих рамках и сфокусировать на взаимо­действии личности и окружающей среды. Проведены исследования по изучению дейст­венности практики социальной работы.

Существует достаточно доказательств то­го, что исследования в области социальной работы привлекают огромное внимание. Как полагают Э. Томас, У. Джоунз и А. Розен (1978), в этой связи заслуживают рассмотре­ния четыре сопутствующих обстоятельства. Первое — то, что новые знания, включающие использование методов социологии и психо­логии, разрабатываются и самими социаль­ными работниками. Вторым является само­стоятельное использование в практике социальной работы и политике социального обеспечения теорий, гипотез и открытий из других дисциплин. Третье касается методо­логического использования исследователь­ских стратегии и методики, связанных со сбо­ром и анализом данных. Популярность однопроблемных проектов, разработка новых систем для измерения явлений социальной работы, применение метанализа для синтеза информации и использование апробирован­ных процедур анализа данных представляют важные достижения методологии в исследо-

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

124

вательской практике социальной работы. Четвертый фактор, известный как эволюци­онная исследовательская работа, возможно, является самым благотворным из новшеств. Цель эволюционной исследовательской ра­боты — не только получение новых знаний, но и генерирование новых технологий, непос­редственно применяемых в практике соци­альной работы (Э. Томас, 1978, 1985).

Недостатки и выбор новых путей. База знаний социальной работы развивается сегодня быстрее, чем когда-либо. Тем не ме­нее можно отметить и ряд недостатков. Не­редко полемические и риторические выводы заменяют заключения, основанные на дока­зательствах. Менее очевидной, но все же не­сомненной является склонность уравнивать знания и голый эмпиризм. Некоторые из опубликованных исследований, хотя и ка­жутся методологически внушительными, об­ращаются к достаточно тривиальным пробле­мам. Другие исследования нетеоретичны и некумулятивны, мало что добавляют к систе­матическому развитию и укреплению знаний в области социальной работы.

При подготовке будущих практических работников важно учитывать, что, во-пер­вых, эмпирическое укрепление социальной работы является профессиональным долгом всех социальных работников. Во-вторых, профессия должна выдвигать элементарные побудительные мотивы для практической де­ятельности или по крайней мере сокращать число мотивов, снижающих инициативу, чтобы практики использовали исследова­тельские находки в своей деятельности. В-третьих, необходимо обратить внимание на подбор и адаптирование знаний из других дисциплин: следует заимствовать лишь зна­ния, теоретически подкрепленные и имею­щие отношение к практике. В-четвертых, в социальной работе нужно приложить особые усилия, чтобы установить ее конструктивные связи с дисциплинами, изучающими широ­комасштабные общественные изменения. И наконец, следует разработать новые модели сотрудничества науки и практики для выра­ботки знаний в практическом, институцио­нальном контексте, с тем чтобы эти знания имели значение и достоверность для тех, кто в конечном итоге будет их использовать (М.Рейн и С. Уайт, 1981).

Профессиональное образование для социальной работы

Программа подготовки для выпу­скников и бакалаврская программа.

Развитие социальной работы как профессии

происходило наряду с развитием системы об­разования в социальной работе. Начавшись в конце XIX в. в форме кратковременных про­грамм подготовки, официальное образование в области социальной работы сейчас в основ­ном дается в колледжах и университетах. Ко­митет по образованию для социальной работы (КОСР) является единственным полномоч­ным органом для принятия образовательных программ подготовки бакалавров и магист­ров. Комитет опубликовал новое Положение о политике в области учебных программ (1982), которое формулирует как цели, так и основное содержание для приблизительно 350 бакалаврских и 90 магистерских утверж­денных программ.

За 60—80-е годы отмечен быстрый рост докторских программ в области социальной работы, большая часть которых ориентирова­на на подготовку выпускников к участию в исследовательских проектах, в гуманитар­ных науках, в преподавательской деятель­ности и к занятию высоких должностей в системе управления, планирования и поли­тического анализа. В последние годы было присуждено несколько докторских степеней в клинической и практической областях.

Ускоряющееся расширение докторских программ и их масштабности сделало необхо­димым создание в 1977 г. Группы содействия получению докторских степеней в области со­циальной работы. Эта группа проводит еже­годно совещания для обсуждения направле­ний, проблем и тенденций в докторском образовании и для планирования общих под­ходов к его расширению в системе социаль­ной работы.

Непрерывное образование. Целый ряд факторов дал импульс распространению программ непрерывного обучения. Среди них — осознание новых социальных про­блем, вставших в центр профессионального и общественного внимания; введение в дейст­вие новых законодательства, политики и ин­струкций; популярность новых моделей ле­чения; поиск новых методик управления и источников развития; появление оригиналь­ных подходов к сбору и использованию ин­формации; требования к обновлению систе­мы лицензирования.

Непрерывное обучение включает в себя университетские курсы обучения после по­лучения степени, программы подготовки штатных сотрудников и повышение квали­фикации на курсах по месту работы, самооб­разование, консультации сотрудников с оди­наковым уровнем подготовки, контроль. Программы непрерывного обучения реализу-

189

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

ются, как правило, в форме краткосрочных курсов в учреждениях, а также на симпозиу­мах или конференциях. Подготовка по месту работы, которая включает в себя ориентаци-онный курс, курсы усовершенствования и пе­реподготовки, предполагает обсуждение, ре­комендации и официальную подготовку, направленные на то, чтобы персонал был спо­собен квалифицированно решать как сущест­вующие, так и новые задачи.

Программы непрерывного обучения в на­стоящее время предлагаются в самых разно­образных вариантах (А. Лауфер, 1977).Уни­верситеты предлагают их на дополнительных отделениях, в профессиональных школах и на факультетах непрерывного обучения. Бю­ро по социальным услугам, коммерческие фирмы, государственные программы мест­ных отделений Национальной ассоциации социальных работников поддерживают про­граммы непрерывного обучения для социаль­ных работников. В непрерывном обучении увеличивается использование аудио- и виде­оматериалов.

Источники изменений в образо­вании для сферы социальной рабо­ты. Пути и направления развития научного поиска в психологии, социологии и в других смежных дисциплинах находят свое отраже­ние в учебном плане для сферы социальной работы — вначале на докторском, а в конеч­ном итоге на бакалаврском и магистерском уровнях. Широкие общественные движения и их ключевые идеологические положения повлияли на политику приема студентов, подбора профессорско-преподавательских кадров и на включение как отдельных поня­тий, так и целых теорий в учебный план. Де­мографические тенденции, особенно сокра­щающееся число выпускников высшей школы, заставляют при составлении учебной программы изучить различные группы насе­ления на предмет наличия потенциальных кадров, например мужчин среднего возраста и женщин, начавших работать в немолодом возрасте.

Профессиональные интересы студентов, значительная часть которых в настоящее вре­мя обнаруживает склонность к частной прак­тике (А. Рубин и П. Джонсон, 1984), играют основную роль при определении содержания учебного плана. Технологические нововведе­ния, например управленческие информаци­онные системы и широкое распространение компьютеров, также влияют на практику со­циальной работы и обучение. Колледжи и университеты, предлагающие учебные про­граммы социальной работы, возможно, являются наиболее важным источником измене­ний. Все в большей степени факультеты соци­альной работы склонны принимать препода­вателей с докторской степенью и ужесточать свои требования к ним, выдвигая в качестве необходимых условий ведение научной рабо­ты и публикации. Эти условия необходимы для занятия должностей и продвижения по службе.

Проблемы И достижения. Возмож­но, центральным вопросом образования в со­циальной работе станет в ближайшем буду­щем вопрос качества подготовки. Пока многие предложения по непрерывному обу­чению носят эпизодический, случайный характер, не включают долгосрочного плани­рования или систематической оценки образо­вательных потребностей профессионалов. Реализация этих предложений зависит от де­нежных субсидий извне, наличие которых становится все более проблематичным в ме­няющейся бюджетной обстановке. Часто про­граммы непрерывного обучения составляют­ся так, чтобы привлекать состоятельных клиентов, конъюнктурные кадры.

Среди факторов, угрожающих качеству образования в социальной работе, — снижа­ющееся число кандидатов, уменьшение при­ема, занижение стандартов при наборе, бюджетные сокращения ассигнований, рас­пространение бакалаврских программ и быс­трое увеличение количества докторов, иногда при отсутствии необходимых учебных ресур­сов.

Наряду с проблемами можно отметить и определенные достижения. В частности, зна­чительно укрепились междисциплинарные и межпрофессиональные связи в учебных про­граммах социальной работы. Общей тенден­цией стало расширение программ с двумя ступенями, которые объединяют усилия фа­культетов социальной работы и юриспруден­ции, архитектуры, коммерции, образования, здравоохранения, богословия, коммунально­го хозяйства, общественного управления, ме­дицины и др.