Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
том 3 энц.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
4.78 Mб
Скачать

Потери при разделении и разводе

Лишения и утраты при разводе воспри­нимаются обоими родителями и детьми в раз­ной мере. В то же время, как часть целой семьи, все они одинаково переживают поте­рю. Скорбь объясняется тем, что партнер или родитель был частью жизни других членов семьи. Хотя потери супруга или родителя при разводе и смерти имеют общие черты, есть, однако, и отличительные особенности потерь при разводе. Смерть — это событие, имею-

щее место в определенный момент времени. Развод — это процесс, когда потеря ощуща­ется во времени и не всегда сразу же вызывает сложную и непрерывную реакцию. Здесь воз­можны — и часто происходят — примире­ния, особенно если затронуты интересы де­тей. По данным одного из исследований, три четверти недавно разведенных и половина давно расставшихся супругов из числа опро­шенных виделись или говорили друг с другом за две недели до интервьюирования.

Реакция на потерю, вызванную разво­дом, связывается в ряде случаев с трудностя­ми отказа от полового удовлетворения. Со­гласно исследованиям, привязанность ребенка к матери является основой всех при­вязанностей и образует базис для разделения с другими людьми, которые играют важную роль в последующей жизни. Представляется обоснованным рассматривать потерю партне­ра в супружестве по аналогии с потерей мате­ри маленьким ребенком.

К. Паркес (1972) описал стадии скорби и тяжелой утраты применительно к разводя­щимся взрослым. Среди них — потрясение и отрицание, острая тоска по потерянному че­ловеку, гнев и протест. Неожиданный развод чаще всего сопровождается потрясением и от­рицанием. Первой реакцией может быть об­легчение и эйфория, после чего наступает де­прессия. У супруга, который не хотел развода, развод может вызвать острую тоску по потерянному человеку, уныние и ощуще­ние покинутости (М. Хант и Б. Хант, 1977). Контакт с бывшим супругом мог бы в какой-то мере облегчить это состояние. Продолжи­тельное общение, однако, во многих случаях несет в себе и элементы риска. Могут вернуть­ся противоречивые чувства и конфликты, ко­торые приведут к исходному опустошению, и частые контакты в условиях разделения еще больше осложнятся. Последней фазой тяже­лой утраты является гнев и протест. Враждеб­ность, часто даже неприкрытая, весьма распространена между разошедшимися суп­ругами.

Дети испытывают потерю при уходе ро­дителя из семьи, но не обязательно ощущают полную утрату главного объекта привязанно­сти. Одним из исследований, рассматриваю­щим влияние развода на детей в возрасте от 3 до 13 лет в течение первого года после разде­ления родителей, было установлено, что вре­мя, проведенное с ушедшим из семьи, в одних случаях увеличилось, в других уменьшилось или осталось на том же уровне. Данные исс­ледования влияния новой семьи ушедшего родителя па адаптацию ребенка показали,

11 Развод и раздельное проживание

что некоторые дети, чьи родители развелись примерно за шесть с половиной лет до опроса, проводили с ушедшим родителем 27 часов каждые две недели.

Согласно Дж. Баулби (1973), ощущае­мое детьми потрясение, за которым следует состояние апатии, депрессии и полного рав­нодушия к родителям, зависит от меры поте­ри в результате развода. Хотя разделение ро­дителей серьезно огорчает большинство детей, глубина их реакции в значительной мере зависит от степени потери и ее внезап­ности. Дети, бывшие свидетелями скандалов и побоев, могут даже испытывать облегчение. Другие при тех же обстоятельствах испыты­вают потрясения, особенно если они были за­щищены от родительских неурядиц. Несмот­ря на то что всегда существует время, потерянное для общения с ушедшим родите­лем (например, время сна), уход из семьи этого родителя в результате разделения или развода по-разному сказывается на детях, вы­зывая у одних незначительное огорчение, у других же — сильное потрясение. Поскольку большинство детей не ощущает полной поте­ри, модель полной потери непригодна для многих ситуаций, ибо покинувший семью ро­дитель может быть не только жив и здоров, но и жить поблизости. Почти все дети хотят со­хранить взаимоотношения с обоими родите­лями и тем самым свести на нет ощущение потери. Что касается малышей, то определя­ющим является не поведение детей, а поведе­ние самих родителей. Дети могут предаваться мечтам о примирении родителей и пытаться осуществить свои мечты. Некоторые дети мо­гут обвинять себя в разводе, искренне веря в свою виновность и надеясь снова "скрепить" семью, соединить родителей. Одновременно с потерей уходящего из семьи родителя дети могут испытывать страдания из-за недоста­точного внимания к себе, особенно со стороны матери, занятой своими собственными пере­живаниями и проблемами. Это обстоятельст­во может способствовать возникновению у ре­бенка состояния беспомощности, страха оказаться покинутым и лишиться привычной заботы. Многие родители не в состоянии зара­нее обсуждать с детьми проблемы развода и эмоционально готовить их к этому событию.