Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
том 3 энц.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
4.78 Mб
Скачать

142 Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики

Нельзя не сказать и о более оптимистич­ном прогнозе, поскольку он также опирается на двухтысячелетний опыт эволюции запад­ной цивилизации. В Древней Греции 90% населения были бедными по меркам того вре­мени; в Англии времен Возрождения по край­ней мере 60% населения были бедными, а в начале XIX в. эта цифра равнялась 50%; в колониальной Америке большая часть взрос­лого населения была бедна, а в 30-е годы при­мерно треть населения были бедняками по сравнению с 15% в конце XX в. Но даже если придерживаться самых оптимистичных взглядов, то в ближайшие 15—20 лет потреб­ность в социальной помощи будет расти, а не сокращаться.

Рост ожиданий. Во времена наиболее суровых тягот общественное недовольство стимулировалось убеждением, что для Аме­рики типичны открытость и совершенствова­ние. Сейчас, в XX столетии, доминирует вера в чудеса науки, в частности в то, что новые материалы будут созданы в лабораториях для замены природных ресурсов, новые лекарст­ва должны излечить старые и новые болезни, новое оборудование должно производить больше товаров по более низким ценам и с меньшими затратами труда и т. п.

С точки зрения социальной естественная забота о положении неблагополучных слоев подкреплялась убеждением, что страна обла­дает достаточной экономической мощью, чтобы путем федерального финансирования облегчить практически все человеческие трудности и сгладить неравенство. В резуль­тате этого прочно утвердилось мнение, со­гласно которому умственно отсталые лица, те, кто нуждается в медицинском обслужива­нии, психические больные, дети, имеющие низкую успеваемость в школе, люди, страда­ющие от безработицы или низких доходов, имеют законное право требовать от прави­тельства помощи. Такое мнение — следствие изменений традиционных представлений, что нуждающиеся могут просить о милосер­дии, но не требовать его по праву.

Постоянно возрастающее разнообразие в одежде, питании, комфортности жилища, развлечениях и способах передвижения за­ставляет граждан рассчитывать на улучше­ние положения, а не на сохранение его или тем более ухудшение. Эти ожидания сопро­вождаются верой в равные возможности (при неравных условиях), что характерно для со­временных американцев. Можно сказать, что эти ожидания превратились в нормы соци­ального обеспечения, которые присущи всем социальным программам.

Социальные программы часто базируют­ся на индексации стоимости жизни. Соци­альные службы рассчитаны на высококвали­фицированный персонал. Даже в периоды экономических трудностей подобные ожида­ния оказывают определенное воздействие. И хотя некоторые сферы социальной помощи могут подвергаться критике, остальные будут пользоваться поддержкой, основанной на этих ожиданиях, а общий уровень социаль­ного обеспечения заставляет тех, кто чего-то лишен, требовать для себя такого же обеспе­чения.

Бытует мнение (часто ошибочное), что с помощью некоего механизма страхования при минимальных личных издержках можно избежать или сгладить последствия болезни, безработицы или утраты источника доходов. В основе всех социальных программ в СИТА лежит законодательство о социальном стра­ховании. Вера в страхование согласуется с верой в свободу выбора личности, поскольку кажется, что оно предоставляет каждому гражданину выбор, как наилучшим способом защитить себя от случайностей. Часто эта ве­ра преобладает над доверием к бюрократиче­ски управляемым государственным службам.

Рост социальных потребностей. Многие социальные потребности, не связан­ные с потерей работы или дохода, не только не уменьшатся, но, вероятно, возрастут. Пре­бывание в нищете 15% населения означает, что часть этого населения будет испытывать недостаток питания. До тех пор, пока неза­мужние матери-подростки не получат доста­точного содержания, возможности для рабо­ты, создаваемой социальной помощью в уходе за ребенком, для повышения квалифи­кации, их дети с момента рождения будут подвержены риску различных неврологиче­ских заболеваний. От 6 до 19% детей, имев­ших при рождении маленький вес или испы­тавших затруднения с дыханием, страдают от неврологических болезней, которые могут ос­тавить их инвалидами на всю жизнь. Недое­дающие дети недоедающих матерей особенно подвержены этому риску.

Чудеса медицины, которые могут сохра­нить жизнь подобным детям, обходятся в сум­мы до 1 00 тыс. долл. только в первый год жиз­ни в тяжелых случаях; к этой цифре следует добавить бесконечные затраты, связанные с необходимостью соответствующего ухода. В лечении некоторых заболеваний прогресс ог­ромен, и число детей-инвалидов, которым удалось сохранить жизнь, растет. В период между 1937 и 1957 гг. число таких детей уве­личилось с 24 до 47 на каждые 10 тыс., а с

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКИ

144

1960 по 1980 г. оно еще удвоилось. С 1960 по 1972 г. число детей-инвалидов, получающих социальные пособия, возросло на 300% (со 100 до 300 тыс.). К этому нужно присовоку­пить растущее число молодых людей, полу­чивших увечье в автомобильных катастро­фах, при занятии спортом, на производстве или во время военной службы. Сейчас они могут жить, работать, заводить семью, но только с помощью постоянно действующей системы медицинской и социальной поддер­жки.

Пожилые люди, особенно те, кому за во­семьдесят, склонны к хроническим заболева­ниям, при этом 20% из них время от времени нуждаются в уходе, медицинском обслужи­вании или стационарных услугах, стоимость которых постоянно растет. В период между 1963 и 1978 гг. абсолютное число таких лю­дей в частных лечебницах увеличилось с 554 тыс. до 1303 тыс., в то же время выросло и число хронически больных пожилых лю­дей, которым оказывалась помощь на дому.

Следует также учитывать и все возраста­ющую потребность в оказании срочной меди­цинской помощи для всего населения, а не только для пожилых и бедных, и рост стоимо­сти этих услуг. Стоимость медицинских услуг в нынешней платной системе медицинского обслуживания растет более быстрыми темпа­ми, чем средняя стоимость жизни. Вряд ли сократятся возможности пользоваться наи­лучшей медицинской помощью, что по аме­риканским понятиям определяется доступно­стью больниц и выбором специалистов, однако вряд ли уменьшится и озабоченность ростом стоимости медицинских услуг В результате можно ожидать усиления давле­ния на правительство, с тем чтобы оно обеспе­чило всеобщий доступ к медицинским услугам по умеренной, если не низкой, цене путем оплачивания части услуг непосредст­венно, через систему социального меди­цинского страхования или же посредством преобразования системы здравоохранения за счет расширения системы предварительной оплаты.

Персонал социальных служб и семья. Новые тенденции в подборе социаль­ных работников являются результатом изме­нений структуры семьи и экономики. Исто­рически социальная политика исходила из того, что социальную помощь людям должна оказывать в первую очередь сама семья, а си­стема социального обеспечения призвана лишь поддерживать и дополнять ее усилия. Практически это означало, что большинство

функций по уходу, финансовой и эмоцио­нальной поддержке осуществляла семья. В последние 50 лет распространилась доктри­на, согласно которой семья не несет больше полной ответственности (включая стоимость медицинских услуг) по уходу за престарелы­ми родителями или умственно отсталыми и физически неполноценными детьми, кото­рые охвачены универсальными социальными программами. В результате уменьшилось число лиц, которые раньше брали на себя обя­занности по уходу в семье, — это подростки, незамужние (неженатые) дети, замужние (женатые) безработные дети, живущие вме­сте с родителями, или другие родственники. Около 15—20% престарелых вообще не име­ют родственников. Поздние браки и меньшее количество детей ведут к уменьшению сети родственников. Одновременно доля трудо­способных взрослых (от 20 до 64 лет) сокра­тилась по сравнению с числом людей до 20 и свыше 65 лет, поэтому так называемый коэф­фициент зависимости нетрудоспособных от трудоспособных также изменился. Диктуе­мая современным производством экономиче­ская мобильность населения тоже ограничи­вает круг родственников, на помощь которых семья может рассчитывать.

Эти последствия осознаны еще не полно­стью. В то время как социальные потребности в уходе за детьми и инвалидами со стороны взрослых людей возрастают, число лиц, кото­рые в состоянии их удовлетворить, сокраща­ется. Хотя безработные, на которых можно было бы рагсчитывать, составляют 7 % трудо­способного населения, они представлены в основном неквалифицированными рабочи­ми, к тому же большая их часть принадлежит к этническим меньшинствам. Они вряд ли об­радуются возможности выполнять работу по уходу, ведь эта работа плохо оплачивается и требует значительных физических и психо­логических усилий. В результате, по-види­мому, будет наблюдаться рост стоимости со­циальных услуг ввиду прежде всего необходимости повысить зарплату не только профессиональным социальным работни­кам, но и людям, ухаживающим за детьми, престарелыми и т. д., нужда в которых будет постоянно увеличиваться. Несмотря на рост стоимости услуг, изменения в структуре семьи и в экономике скорее всего приведут к повышению спроса на всевозможные услуги, предлагаемые социальными службами: уход за детьми в дневное время в группах и цент­рах, уход на дому, профессиональный уход в различных заведениях и т. п.