Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
том 3 энц.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
4.78 Mб
Скачать

383 Цветные меньшинства

в колледжи всех студентов, но в особенности представителей цветного населения. Боль­шинство студентов государственных учебных заведений, получающих помощь, являются выходцами из семей с низким и средним уровнем дохода, половина из которых нахо­дится за чертою бедности. Учтем, что, напри­мер, в 1983 г. семьи выделяли денежную помощь в размере 180, 142 и 600 долл. соот­ветственно студентам-неграм, испаноязыч-ным и белым, обучающимся в четырехгодич­ных государственных учебных заведениях.

Даже цветным, закончившим колледж, полученная степень не приносит зарплаты, которую можно было бы сравнить с зарплатой белых. Совершенно ясно, что эта группа на­селения не будет готова к профессиям, кото­рые связаны с высокой технологией и здраво­охранением и потребность в которых в будущем будет достаточно высока. За исклю­чением американцев азиатского происхож­дения, не многие студенты из числа цветного населения занимаются наукой и техникой. Они традиционно концентрируются в сфере обслуживания, где заработки продолжают оставаться ниже, чем в промышленности, и где ожидается повышение социальной напря­женности. Сокращение рождаемости, на­пример, привело в некоторых регионах к уменьшению потребности в учителях. Рабо­чие, которые наконец начали занимать более высокое положение в экологически грязных отраслях промышленности, столкнутся с трудностями в овладении новым профессио­нальным мастерством, необходимым для то­го, чтобы работать в этих отраслях, перешед­ших на высокую технологию. В начале 80-х годов, когда в промышленности наблюдалась реорганизация и техническая модернизация, правительство не только не способствовало появлению программ помощи по трудоуст­ройству цветного населения, но и негативно реагировало на имевшую место акцию под­держки.

Правоутвердительные социальные действия

Акция поддержки, или правоутверди-тельное социальное действие, является, по существу, умеренной формой социального перераспределения, нацеленного на исправ­ление результатов дискриминации. Между тем главным аргументом против акции под­держки является то, что в Соединенных Шта­тах все, кто хорошо учится и много работает, могут участвовать в получении социально-экономического вознаграждения. Порабоще­ние и вытекающая из него кастовая система

для негров, эксплуатация китайцев, иммиг­рационные законы, принимающие во внима­ние расу, порабощение американцев мекси­канского происхождения и столетия войн с индейцами рассматриваются как историче­ские отклонения от справедливой системы.

В течение последних лет предпринима­лись многочисленные попытки свести на нет результаты акции поддержки. Для полного понимания сложности некоторых связанных с этим судебных дел необходимо изучить су­ществующие законные решения. Вероятно, наиболее широко известным является дело "Регенты Калифорнийского университета против Bakke" (1978). Хотя Верховный суд США подтвердил конституционную закон­ность общественных программ, принимаю­щих во внимание расу, это решение явилось моральным ударом для представителей цвет­ных, которые рассчитывали, что суд будет способствовать уменьшению дискриминации и несправедливости. В более позднем реше­нии по делу "Университет Боба Д жоунса про­тив Соединенных Штатов" (1983) Верховный суд восемью голосами против одного высту­пил против положения, установленного ад­министрацией Р. Рейгана. Согласно этому положению университет Боба Джоунса прак­тиковал расовую дискриминацию на основе религиозной доктрины и в то же время был освобожден от налогов. Этот вопрос стал про­блемой государственной политики и привлек пристальное внимание цветного населения. В 1970 г. окружной суд округа Колумбия из­дал постановление, запрещающее Налогово­му управлению освобождать от налогов част­ные школы в Миссисипи, в которых проводилась политика дискриминации по расовому признаку при зачислении на учебу. Налоговое управление пришло к выводу, что оно не может больше считать законным пре­доставление статуса, освобождающего От на­логов, частным школам, которые практикуют расовую дискриминацию. Налоговое управ­ление также объявило о том, что не может не облагать подоходным налогом пожертвова­ния таким школам.

Действия суда, поддержавшие позицию Налогового управления, были юридическим поражением администрации Р. Рейгана. Верховный суд подчеркнул, что Налоговое управление не превысило свою власть и что его интерпретация "полностью соответство­вала тому, о чем ранее заявили конгресс, пре­зидент и Верховный суд".

В начале мая 1981 г., столкнувшись с про­блемой бюджетного дефицита, нласти Мем­фиса объявили об увольнении из органов го-

ЦВЕТНЫЕ МЕНЬШИНСТВА

384

родского управления всех, без кого можно обойтись, по принципу "последним принят на работу, первым уволен". После нескольких судебных процессов основной принцип ак­ции поддержки, на котором основывалось ре­шение суда в соответствии с заключенным сторонами соглашением, был поддержан на уровне окружного и Аппеляционного судов. Это означало, что скорее будут уволены белые рабочие, чем некоторые рабочие-негры, имеющие меньший стаж. Дело рас­сматривалось в Верховном суде, и шестью го­лосами против трех было принято решение, которое аннулировало постановление ни­зших судебных инстанций и запретило игно­рировать принцип трудового стажа, даже в целях защиты от увольнений тех работников, которые были наняты по плану акции поддер­жки.

Знаменательно, что на процессе по делу "Национальная ассоциация за прогресс цвет­ного населения против Ассоциации полицей­ских Детройта и Комиссии по проблемам за­нятости штата Мичиган" (1984) судья окружного суда издал постановление, пред­писавшее городу восстановить на работе 630 полицейских-негров, уволенных в 1979 и 1980 гг. по сокращению штатов.

Можно предположить, что в дальнейшем высшие чиновники, назначенные админист­рацией, предпримут более согласованные шаги, чтобы воспрепятствовать акции под­держки, а подсобная роль, которая отводится Министерству юстиции и другим органам, по традиции ответственным за соблюдение зако­нов и правил, обеспечивающих равные воз­можности, также усилит разочарованность среди цветного населения и женщин. Негры защитили бы свои рабочие места, если бы смогли доказать, что подверглись дискрими­нации. Это точка зрения известна как особое мнение потерпевшего. Однако в 1986 г. Вер­ховный суд отверг главный принцип админи­страции в отношении прав человека, поддер­жав осуществление найма на работу с учетом расы и узаконив принцип преимущественно­го приема представителей меньшинств в рам­ках определенных квот для исправления по­следствий дискриминации в сфере занятости. Этот шаг — одно из самых четких заявлений по этому вопросу в истории Верховного су­да — продемонстрировал отказ признать по­зицию Министерства юстиции, считающего, что федеральные законы и Конституция не позволяют осуществлять наем на работу и продвижение по службе с позиции расовой терпимости.

Политическая власть

Комплексное негативное воздействие на отдельные личности и семьи заставило цвет­ное население вновь рассмотреть необходи­мость политической акции. В течение многих лет распределение цветного населения на территории определенных штатов и цент­ральных городов представляло собой потен­циал для усиления политической власти. Например, негры составляют более 30% населения пяти южных штатов. Испаноязыч­ные — 6% всего населения страны, но 36% населения Нью-Мексико, 21% — Техаса и более 15% — Калифорнии и Колорадо. Меньшинства составляют почти половину на­селения города Нью-Йорка. В 25 городах с населением в 100 тыс. и более цветное насе­ление составляет половину всех жителей; в 73 городах с населением в 100 тыс. и более — одну треть и в 98 городах с таким же населе­нием — 25% и более.

Хотя эти группы еще должны осознать в полной мере те потенциальные возможности, которые таит в себе их численность, и транс­формировать свою скрытую силу в эффек­тивные действия, некоторые обнадеживаю­щие признаки грядущих перемен уже появились. В 1982 г. цветное население — главным образом нефы — помогло полно­стью изменить существовавшую в течение 20 лет тенденцию уменьшения количества избирателей, участвующих в промежуточ­ных выборах. Они сыграли решающую роль в поражении нескольких консерваторов на Юге, а также помогли избранию нескольких умеренных кандидатов на посты губернато­ров в ряде штатов, включая Массачусетс, Нью-Йорк и Техас. Представительство цвет­ного населения увеличилось в законодатель­ных органах штатов и в палате представите­лей. Были также и крупные поражения, включая неудачу мэра Лос-Анджелеса Тома­са Брадли, который с небольшим разрывом проиграл борьбу за пост губернатора Кали­форнии. Тем не менее новые избиратели за­воевали уважение.

Политическая сила и решимость цветно­го населения привели к тому, что в 1984 г. на пост президента баллотировался негр — пре­подобный Джесси Джексон. Джексон — пер­вый серьезный кандидат от цветных меньшинств. Кандидатура Джексона вско­лыхнула надежды негров и других угнетен­ных людей. Результатом является осознание того, что Демократическая партия не может воспринимать цветные меньшинства и в осо­бенности негров как равных, хотя те и счита­ют Республиканскую партию непривлека-

385

ЦЕННОСТИ И ЭТИКА

тельной альтернативой. Несмотря на то что в состав высших органов власти, таких, как се­нат и конгресс, обычно не включают предста­вителей цветного населения, за исключением тех случаев, когда они образуют большую группу избирателей, тысячи цветных уже бы­ли избраны на местном уровне в качестве мэ­ров и глав законодательных органов штатов. Эта тенденция должна развиваться, хотя от­ветом на интенсивную регистрацию цветных избирателей была успешная регистрация бе­лых избирателей, поддерживающих консер­ваторов, в особенности на Юге.

Роль социальных работников

Социальные работники реагируют на особые проблемы цветного населения и ува­жают его стремление к социальной справед­ливости. Цели этой группы населения, явля­ющейся численным меньшинством в Соединенных Штатах, но частью всемирного большинства, совпадают с целями социаль­ной работы. Совместные усилия социальных работников на протяжении тяжелых в эконо­мическом и политическом отношении перио­дов помогли ясно определить, какие пробле­мы стоят перед традиционными цветными меньшинствами страны. Социальные работ­ники оказали поддержку многим политиче­ским силам и кандидатам, выступавшим за политические перемены. Они также высту­пали против сокращения социальных про­грамм. Будущее цветного населения и соци­альных работников переплетено в структуре американского общества.

Восприимчивость к нуждам всех обездо­ленных, бесправных, дискриминированных групп всегда была свойственна социальной работе. Социальные работники должны знать о различиях, существующих при тех или иных видах и уровнях дискриминации, и по­требностях, вытекающих из этих различий. Для подобной осведомленности необходимы непрерывный всесторонний анализ жизни меньшинств и пристальное внимание к уни­кальной ситуации, в которой находится цвет­ное население.

Джун Гэри Хоппс

См. также: Американские индейцы и абориге­ны Аляски; Американцы азиатского происхождения; Американцы испаноя­зычные; Гражданские права; Негритян­ское население США; Расовая дискриминация и неравенство; Этни­ческие группы и социальная работа; Этнические группы: проблемы взаимо­отношений.

Edsall Т. В. (1984). The New Politics of Inequality. N. Y.: W. W. Norton & Co. • McGuireD. C. (1980). ANew American Justice. Garden City, N. Y.: Doubleday & Co.

ЦЕННОСТИ И ЭТИКА

В практике социальной работы на протя­жении ее истории происходили значитель­ные перемены, но социальные работники продолжали придерживаться определенного комплекса ценностей, в котором хоть и про­изошли некоторые конструктивные измене­ния, но ключевые элементы сохранились. Для современной социальной работы, так же как и раньше, характерно стремление к бла­гополучию человека, социальной справедли­вости и достоинству индивида.

Тем не менее было бы ошибкой считать, что повседневные этические проблемы соци­альных работников остаются неизменными. Напротив, многое подверглось существенным изменениям за прошедшие годы в результате социального, политического и экономиче­ского развития. В последнее время, напри­мер, социальные работники в учреждениях здравоохранения столкнулись с комплексом этических проблем, которые не могли быть известны предшествующим поколениям практиков. Появление новых медицинских технологий связано с решением этических вопросов о праве жить, праве умереть и т. п. Таким же образом в результате всеобщей компьютеризации многие социальные работ­ники столкнулись с этическими проблемами относительно сохранения тайны и конфиден­циальности, которые ранее существовали в значительно более примитивной форме.

Понятия ценностей и этики в социальной работе являются весьма широкими. В общем они касаются трех различных, хотя и взаимо­связанных аспектов. Первый относится к за­висимости ценностной базы профессии от ее всеохватывающей миссии, целей и приори­тетов, в частности, как это отражено в Этиче­ском кодексе Национальной ассоциации соци­альных работников (НАСР). Второй имеет отношение к внедрению этических стандар­тов профессии, а третий затрагивает этиче­ские дилеммы, с которыми встречаются со­циальные работники при выполнении профессиональных обязанностей.

ЦЕННОСТИ И ЭТИКА

386

Основа ценностей социальной работы

Целью социальной работы всегда было улучшение благополучия людей, имеющих проблемы, связанные с бедностью, психоло­гическим состоянием, здоровьем, занято­стью, обеспеченностью жильем, со старо­стью, детством, голодом, содержанием жилья и т. д. Со временем непрерывно усиливалась необходимость заботиться не только конкрет­но о клиентах, но и о способах, с помощью которых общество в целом реагирует на их нужды. Таким образом, в социальной работе предметом постоянного внимания всегда бы­ло индивидуальное благополучие и обеспечи­вающие его факторы. Оценка социальными работниками сложного взаимодействия меж­ду отдельными личностями и их окружением основывалась на постоянном наборе ценно­стей, которые обеспечивают достоинство, основные потребности человека и равные воз­можности. Концепция индивидуального до­стоинства подразумевает, что человек имеет право на уважение и достойное существова­ние и что социальные работники не должны дискриминировать отдельных людей на осно­ве расовых, этнических, родовых, половых характеристик или социально-экономиче­ского статуса. Социальные работники также исходят из того, что все люди имеют опреде­ленные основные потребности — питание, жилище, забота о здоровье, психологическом состоянии — и должны иметь равные воз­можности удовлетворять их.

В начале XX в. акцент делался на спосо­бах, которыми клиенты решали свои собст­венные проблемы. Социальные работники того времени, не без влияния благотворитель­ных организаций, часто рассматривали про­блемы клиентов скорее как доказательство недостатков характера, а не упущений обще­ства. Поэтому социальные работники в каче­стве ценностей рассматривали моральные ка­чества клиента. Важной частью их миссии было побудить клиентов научиться вести себя нравственно, честно, вести праведную жизнь.

Постепенно социальные работники стали лучше осознавать, как окружающие факторы формируют отдельные личности и ограничи­вают их возможности. Прогрессивная Эра, движение за создание поселений и "Великая депрессия" 30-х годов, например, заставили социальных работников обратить внимание на социальные и экономические проблемы, существенно повлиявшие на страдания, кото­рые выпали на долю людей в те годы.

Интерес к изучению обстоятельств, влия­ющих на индивидуальные проблемы, до не-

которой степени уменьшился в течение отно­сительно спокойных лет сразу же после вто­рой мировой войны, когда многие професси­ональные работники были вовлечены в развитие психиатрической социальной по­мощи. Однако широко распространенное бес­покойство относительно крупномасштабных социальных изменений вновь возникло в бур­ные 60-е годы. Таким образом, практики ча­сто сосредоточивали внимание на глубине и качестве ценностей клиентов, но постепенно оно смещалось к анализу более широких цен­ностей общества и к нуждам тех, кто беден, болен или отягощен другими обстоятельства­ми. С начала 70-х годов и до последнего вре­мени повышается заинтересованность в исс­ледовании ценностей самих социальных работников и этических аспектов их практи­ческой деятельности. Этот интерес к этиче­ским взглядам самих практических работни­ков не уникальное явление в социальной работе. Рост интереса к профессиональным ценностям и этике обусловлен несколькими причинами. Технический прогресс дал про­фессионалам этический выбор, который про­сто не был известен предыдущим поколениям практических работников. Развитие здраво­охранения, ядерной энергетики и компью­терной технологии, например, сопровожда­лось чрезвычайным усложнением факторов, относящихся к ценностям и этике. Кроме то­го, современные профессиональные работни­ки столкнулись с необходимостью распреде­ления все более ограниченных ресурсов — таких, как нефть, продовольствие, вода, зем­ля, деньги, услуги здравоохранения, соци­альное обеспечение, — и это внесло свои из­менения в их ценностные ориентации и этику профессиональной жизни. Так, широко об­суждавшиеся в обществе скандалы, которые происходили почти в каждой профессии, бы­ли связаны с плохим управлением и обманом с целью нанесения ущерба клиентам или их эксплуатацией.

Однако, кроме того, рост интереса к про­фессиональным ценностям и этике также в большой степени отражает развитие и ста­новление самой профессии. На ранней ста­дии профессиональные работники стреми­лись заниматься техническими аспектами своей работы. Если в той или иной области деятельности невозможно выполнять техни­ческие задачи достаточно квалифицирован­но (например, хирургия, диагностика, рас­крытие преступлений, проектирование мостов), работники этой области не имеют права называться профессионалами. Большинство профессий требуют уделять больше

внимания факторам, относящимся к ценно­стям и этике, на которых прочно основывает­ся их репутация.