Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ферранте Ф.М. - Послеоперационная боль.pdf
Скачиваний:
292
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
15.21 Mб
Скачать

ральной блокаде в грудном отделе не столь велико, как при эпидуральной анестезии в поясничном отделе. Кроме того, при эпидуральной анестезии в среднегрудном отделе не нарушается симпатическая иннервация ниже уровня неврального блока. В этих участках может происходить вазоконстрикция

[23-28].

Таблица 18-3. Сегментарное распределение симпатической иннервации в грудопояс-

ничном отделе

Голова, шея, верхние конечности

TI-TIV

Сердце, легкие

TI-TIV

Верхний отдел жслудочно-кишсчного тракта

TV-TX

Нижний отдел жслудочно-кишсчного тракта

TX –LII

Мозговой слой надпочечников

TVIII –TXII

Нижние конечности

TXII –LII

Торакальная эпидуральная анестезия может обеспечить невральную блокаду (по меньшей мере, частичную) верхних грудных сегментов (TIV). Проявления подобной блокады могут быть следующими:

1)стабильность общего сосудистого сопротивления;

2)небольшие изменения частоты сердечных сокращений(несмотря на блокаду кардиоакселераторных нервов) и

3)падение артериального давления в результате снижения сердечного выброса (уменьшение инотропных показателей при повышении центрального венозного давления) [23-28].

Таким образом, сердечно-сосудистая система реагирует на торакальную эпидуральную блокаду преимущественно снижением инотропности при незначительном снижении общего сосудистого сопротивления. Сосуды внутренних органов сохраняют способность расширяться, в то время как величина сердечного выброса снижается вследствие блокады кардиоакселераторного нерва. Это прямо противоположно изменениям при иных методиках эпидуральной аналгезии, когда происходит падение общего сосудистого сопротивления в результате значительного расширения артериол и вен(см. гл. 12). Следовательно, снижение инотропных показателей и падение сердечного выброса при эпидуральной анестезии в среднегрудном отделе определяют развитие гипотензии в значительно большей степени, чем снижение общего сосудистого сопротивления.

Потребность миокарда в кислороде

Ишемическая болезнь сердца не служит противопоказанием для эпидурального введения локального анестетика в грудном отделе позвоночника. В действительности отрицательное инотропное действие в сочетании со -ста

бильным сосудистым сопротивлением снижает потребность миокарда в ки-

слороде [29-33].

Blomberg и сотр. [26] изучали возможности эпидуральной анестезии в верхнегрудном отделе на 9 больных с нестабильной стенокардией. В периоде ишемического приступа анестезия способствовала уменьшению боли, снижению артериального давления, частоты сердечных сокращений, давления в легочной артерии и давления заклинивания в легочных сосудах. Показатели сердечного выброса и перфузионное давление в венечных сосудах сердца при этом не снижались. Все приведенные данные позволяют заключить, что эпидуральная анестезия в грудном отделе может благоприятно влиять на соотношение обеспечение/потребление кислорода у больных с ишемической болезнью сердца.

Davis и сотр. [30] проводили временную окклюзию левой передней нисходящей ветви венечной артерии у собак, подвергавшихся эпидуральной анестезии в грудном отделе. На фоне этой анестезии уменьшались частота сердечных сокращений и величина сердечного выброса, правда, изменения сегмента ST на. ЭКГ и работа левого желудочка были менее значительными, чем у собак вне периода эпидуральной анестезии. Эндокардиальный регионарный кровоток усиливался во время эпидуральной анестезии в грудном отделе, а зона инфаркта после длительного пережатия передней нисходящей ветви венечной артерии была меньше, чем у собак контрольной группы.

Blomberg и Richsten [32] также изучали влияние торакальной эпидуральной анестезии на результаты перевязки венечной артерии у крыс. Смертность животных в обеих группах(с анестезией и в контрольной) составила 10%, однако фибрилляция и тахикардия на фоне эпидуральной анестезии развивались достоверно реже (20%), чем в контрольной группе (53%). В другом исследовании на крысах [33] при перевязке левой венечной артерии было продемонстрировано, что эпидуральная анестезия локальными анестетиками в среднегрудном отделе оказывает такое же благоприятное действие, как и однократная инъекция метопролола. Указанные эксперименты подтвердили благоприятное влияние на гемодинамику эпидуральной аналгезии в грудном отделе при инфаркте миокарда.

Результаты проведенных исследований, а также отрицательное инотропное действие эпидуральной блокады в торакальном отделе позволяют рассматривать этот метод как один из способов протекции миокарда. Работы Kock и сотр. [34] подтвердили данное заключение. Эпидуральную блокаду в верхнегрудном отделе проводили у10 больных с клиническими и ангиографическими признаками поражения венечных артерий сердца. Перед исследованием больным вводили β-адреноблокаторы. На фоне эпидуральной блокады у больных нормализовались показатели нагрузочного теста, улучшались движения стенок и не столь выраженным было понижение сегментаST на ЭКГ. Нагрузка на фоне эпидуральной блокады сопровождалась некоторым снижением давления, но не влияла на частоту сердечных сокращений, как это имело место у больных без эпидуральной блокады. Таким образом, торакальная эпидуральная аналгезия не противопоказана пациентам с ишемиче-

ской болезнью сердца. Более того, она способна оказать положительное воздействие на соотношение между поступлением и потреблением кислорода, что существенно улучшает показатели гемодинамики. Предсказуемость этих гемодинамических реакций позволяет у ряда пациентов с ишемической -бо лезнью сердца отказаться от считавшегося обязательным введения катетера в легочную артерию, если им проводится торакальная эпидуральная блокада.

ПРИМЕНЕНИЕ В КЛИНИКЕ

Торакальная эпидуральная аналгезия обеспечивает глубокое и надежное обезболивание после операций на грудной и брюшной полостях. Подобная же аналгезия может применяться во многих случаях острых патологических состояний, протекающих с болями, например при стенокардии [29-35], остром панкреатите [36, 37], почечной колике [38], при острой и постгерпетической невралгии [39]. Качество и надежность этого метода делают его «золотым стандартом», на который ориентированы другие методы анестезии/аналгезии в области грудной клетки и брюшной полости.

ОСЛОЖНЕНИЯ

Прокол твердой мозговой оболочки

Прокол твердой мозговой оболочки при проведении эпидуральной анестезии в среднегрудном отделе еще не является катастрофой и не означает неизбежности невральных повреждений. Пациента тщательно расспрашивают относительно ощущений парестезии(см. ниже). Если их нет, эпидуральную анестезию начинают налаживать заново, выбирая для этого межостный промежуток на 2 или более позвонков выше предыдущего.

Если повторная попытка оказалась успешной, то возникает проблема выбора анальгетика. Отверстие в твердой мозговой оболочке создает опасность субарахноидального поступления препарата, вводимого эпидурально, особенно при усиленном давлении во время периодических инъекций или при постоянных инфузиях. Тест-дозы применять не следует, так как существует риск «тотального» спинального блока. Использование локальных анестетиков для послеоперационной эпидуральной аналгезии остается предметом дискуссий. Если больной находится в реанимационном или послеоперационном отделении, где обеспечен постоянный контроль за уровнем аналгезии, то применение локальных анестетиков оправдано. Если подобное наблюдение обеспечить невозможно, эпидуральное введение локальных анестетиков и гидрофильных опиоидов противопоказано; предпочтительно вводить липофильные опиоиды.

Продолжающееся истечение ЦСЖ через прокол в твердой мозговой оболочке служит показанием для так называемой кровяной заплаты. Правда, головные боли после прокола твердой мозговой оболочки в среднегрудном

отделе возникают редко, так как градиент гидростатического давления между полостью черепа и этим отделом спинного мозга невелик.

Прокол вены

Появление крови при отсасывании через катетер относится к редким осложнениям пункции эпидурального пространства в среднегрудном отделе. Примесь крови может наблюдаться, если перед тем, как ввести катетер, в эпидуральное пространство вводили солевой раствор или раствор локального анестетика. Тактика поведения остается такой же, как и при поступлении крови в шприц из поясничного отдела эпидурального пространства. Катетер промывают солевым раствором, очищая его от крови, и повторяют аспирацию. Если кровь продолжает поступать, катетер немного подтягивают и повторяют аспирацию либо же извлекают его и вводят заново в другом месте.

Парестезия

Появление парестезий при введении иглы или катетера в торакальный отдел эпидурального пространства относится к редким и во всех случаях серьезным патологическим симптомам, указывающим на вероятность прокола твердой мозговой оболочки. Иглу или катетер необходимо удалить и уточнить этиологию парестезии. Если признаки парестезии исчезают, то можно

попытаться повторить процедуру введения катетера эпидурально в том же или в другом месте. Если же причиной парестезии был прокол твердой мозговой оболочки, то от данного метода анестезии следует отказаться. Перед операцией и после нее пациента должен осмотреть невропатолог; метод послеоперационной аналгезии должен быть иным.

Задержка мочи

Задержка мочи после эпидуральной аналгезии в грудном отделе опиоидами, локальными анестетиками или их комбинацией встречается примерно у 40% больных [7, 40]. По нашему опыту, вовсе не обязательно удалять мочевые катетеры спустя 2 дня. У мужчин старше 70 лет, у лиц с симптомами простатита или оперированных на предстательной железе мочевые катетеры удаляют одновременно с эпидуральными. По мнению некоторых хирургов, у

больных после торакотомии существует повышенная опасность развития отека легких из-за задержки жидкости. Такие пациенты могут не мочиться в течение 12 ч после удаления мочевого катетера. По опыту нашей практики, у таких пациентов мочевой катетер лучше всего удалять утром на2-й день после операции, чтобы ретенция мочи прекратилась не позднее вечера того же дня.

Тошнота