Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

32 Глава 1. Взгляд сквозь призму детского аутизма

  • задача установления порядка, выработки избирательного аф­ фективного стереотипа в удовлетворении индивидуальных потребностей;

  • задача организации процесса достижения индивидуально значимой цели в неопределенной среде;

  • задача установления эмоционального взаимодействия с дру­ гими людьми.

Следует признать, что эти задачи актуальны и для нормально-|го психического развития. Отличием аутичного ребенка, видимо, 'является то, что он сосредоточивается преимущественно на раз­решении только одной, сверхактуальной для него задачи, в то вре­мя как в норме мы имеем дело со всеми этими задачами одновре­менно. Патологическое сосредоточение аутичных детей лишь на одной из задач позволяет выявить, хотя и в искаженной форме, уровни организации адаптации в обычных условиях, скрытые в целостном акте поведения.

Целью нашей дальнейшей работы стала реконструкция уров­ней организации поведения в норме, которые выстраивались нами вокруг организующей их адаптационной задачи. В работе мы опи­рались на логику адаптации аутичных детей соответствующей группы, однако, мы учитывали и необходимость соответствующих поправок. Во-первых, аутичный ребенок демонстрирует дисбаланс в развитии средств реальной адаптации и саморегуляции. Тенден­ция развития средств аутостимуляции может доминировать, чего не бывает в норме, где процессы подъема и поддержания актив­ности, стабилизации внутренних аффективных состояний долж­ны обслуживать, создавать оптимальные условия реальной адап­тации во внешней среде.

Во-вторых, аутичный ребенок даже на доступном ему уровне адаптации развивает преимущественно формы защиты от мира в ущерб активному взаимодействию с ним. Реконструируя же уров­ни организации поведения в норме, мы должны помнить, что каж­дый уровень работает и на защиту, и на контакт с миром. Это по­нимание пришло к нам не сразу, и наша публикация 1991 года от­ражает ошибку реконструкции уровня преимущественно по защитной стороне адаптационной задачи. Далее мы постараемся

Гл а в а 1. Взгляд сквозь призму детского аутизма

33

исправить это заблуждение и по возможности определить обе сто­роны адаптации.

Таким образом, характеризуя каждый уровень, мы ставили пе­ред собой задачу ответить на вопросы: каков его адаптационный смысл; каков тип впечатлений, к которому должен быть сенсиби­лизирован данный уровень, каковы должны быть адекватные фор­мы ориентировки в окружающем; какие формы приспособитель­ного поведения им организуются.

Возможно, основным для нас было стремление понять, какой механизм является приводным ремнем, трансформирующим адап­тивную задачу в адаптивное поведение. Мы определили его как механизм аффективного переживания, опираясь на предложение Л .С. Выготского выделить переживание в качестве основной еди­ницы сознания. Определенная, соответствующая каждому уров­ню структура аффективного переживания организует соответству­ющую картину мира и соответствующие формы жизни в нем. Именно поэтому мы будем говорить в дальнейшем об уровнях аф­фективной организации сознания и поведения.

На примере аутичных детей мы видели, что при отсутствии не­обходимого переживания соответствующий тип поведения не фор­мируется. Так, только при наличии яркого переживания удоволь­ствия и неудовольствия у детей второй группы складывается сис­тема избирательных контактов с миром, фиксируются порядок, привычки, навыки жизни в нем. Только при появлении у детей третьей группы минимальной способности к приятию пережива­ния риска, к получению удовольствия от нарушения равновесия возникает возможность организации развернутых форм целенап­равленного поведения. Сосредоточение на препятствии, как на захватывающей задаче, а не досадной помехе позволяет ребенку организовать интеллектуальную работу активного взаимодействия с обстоятельствами.

Мы попытались ответить на вопрос, каковы типы пережива­ния, формирующие сознание и поведение каждого уровня. Ста­рались понять, как они различаются субъективно, как организу­ется структура переживания, как она развивается при переходе к более сложным и активным формам взаимодействия со средой, как разные типы переживаний взаимодействуют друг с другом.

34

Гл а в а 1. Взгляд сквозь призму детского аутизма

Исходя из особенностей переживания, нам хотелось определить характер основных психологических составляющих организуемого им сознания.

Рассматривая организацию каждого уровня, мы, конечно, дол­жны были обратится и к формам присущей ему саморегуляции. Здесь мы также сочли\необходимым проанализировать две сторо­ны задачи: во-первых, обеспечение подъема активности, поддер­жание аффективного тонуса, соответствующего классу данной адаптационной задачи и, во-вторых, необходимость внести свой вклад в стабилизацию самих процессов аффективных пережива­ний, защиту стеничной установки от деструктивных переживаний в контактах с миром.

Работая над реконструкцией уровней, мы понимали, что каж­дый уровень аффективной организации поведения, исходно на­целенный на витальные, биологически обусловленные задачи, в онтогенезе совершает культурное развитие. При этом каждый уро­вень имеет свой, адресованный только ему слой культурной жиз­ни сообщества, формирующий структуру его переживания и пред­лагающий ему средства организации адаптации и саморегуляции. Культура, таким образом, и в этом случае предстает, как жизнен­но необходимый инструмент организации индивидуального со­знания и поведения.

Последовательно отвечая на поставленные вопросы, мы не могли не обратить внимание на то, насколько сложны и динамич­ны должны быть отношения между разными уровнями в услови­ях, когда индивид одновременно разрешает полярные задачи и использует, казалось бы, взаимоисключающие способы адаптации. Возникло предположение, что законы складывающейся в этих ус­ловиях структуры соответствуют основному алгоритму организа­ции живой системы, выделенному Н.А. Бернштейном на приме­ре системы организации движений.

Уровни аффективной организации поведения складываются в единую саморегулирующуюся систему со сложными иерархичес­ки организованными взаимоотношениями. Целостность, управ­ляемость системы обеспечивается множественными внутренни­ми оппозициями, реципрокными отношениями уровней. Конеч­но не отдельные уровни, а вся система аффективной организации

Гл а в а 1. Взгляд сквозь призму детского аутизма

35

поведения и сознания совершает свое культурное развитие в он­тогенезе.

Видимо, можно говорить о культурном развитии аффективной сферы, так же, как о культурном развитии отдельных психичес­ких функций. Мы попытались проследить на примере известных феноменов детской психологии и явлений культуры линии этого развития. Таким образом, начав с реконструкции отдельных уров­ней, мы пришли к необходимости реконструкции всей системы и закономерностей ее развития.

Безусловно, зайдя так далеко в теоретической спекуляции, мы испытывали потребность в дополнительной поддержке, проверке выстроенной системы гипотез косвенными доказательствами. От­части нас поддерживало то, что рассматриваемое нами развитие системы в онтогенезе согласовывалось с известными представле­ниями о психическом развитии ребенка и даже, на наш взгляд, делало их более объяснимыми.

Также для нас было важно то, что в структуре культурного со­знания явно просматривались отдельные уровни, обращенные со­ответствующим уровням индивидуальной аффективной сферы. Понятно, что и взаимоотношения между этими уровнями культу­ры должны воспроизводить внутренние взаимосвязи в системе ин-дивидуального сознания. Напрашивалось предположение, что строение систем сознания и культуры изоморфно, что давало на­дежду найти косвенные свидетельства правильности сделанных нами заключений в закономерностях, описанных в работах куль­турологов.

В связи с этим, мы решились сопоставить модели сознания наиболее ярких, известных типов культуры с акцентуацией в раз­витии отдельных уровней индивидуального сознания. Мы искали аналогии там, где могли предположить родство адаптационных задач отдельного уровня сознания и основной адаптационной на­правленности культуры сообщества. Так, например, мы попыта­лись сравнить третий уровень, отвечающий за адаптацию к но­вой, неопределенной среде с идеальным сознанием культуры Но­вого времени, как известно, также нацеленной прежде всего на поиск, экспансию, преодоление. В случае выявления изоморфно-сти идеальных моделей сознания разных культур формам акцен-

36

Глава Y. Взгляд сквозь призму детского аутизма

туированного развития отдельных уровней индивидуального со­знания мы получили бы еще одно косвенное доказательство вер­ности описанной нами теоретической модели.

Также мы рассмотрели и теоретически возможные варианты дисбаланса и поломки индивидуальной системы организации со­знания и поведения. Мы не преследовали в этом случае цель «при­вязать» их к конкретным формам существующей клинической классификации патологии аффективной сферы. Однако при уз­навании в реальных клинических феноменах вариантов констру­ируемой нами модели возникновения нарушений —дисбаланса, деформации и поломки в развитии аффективной сферы, мы так­же получили бы некоторую поддержку наших гипотез. Для нас важно, что при этом мы снова смогли вернуться к началу нашего пути к теме раннего детского аутизма и определить его место сре­ди отклонений в развитии аффективной сферы.

Содержание книги, таким образом, отражает весь пройденный нами путь. Во второй главе дается описание отдельных уровней организации поведения и сознания; третья посвящена реконст­рукции модели их целостной системы; в четвертой делается по­пытка рассмотреть закономерности развития этой системы в он­тогенезе. В пятой главе возможные индивидуальные акцентуации развития отдельных уровней сознания сопоставляются с извест­ными типами развития культурного сознания; в шестой обсужда­ются индивидуальные различия, варианты одаренности и пато­логического дисбаланса, деформации и поломки системы. Заклю­чение посвящено обсуждению выдвинутых гипотез, делаются практические выводы о возможности использования представлен­ной модели для профилактики нарушений аффективного разви­тия и в психологической коррекционной практике.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]