Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения

361

уровень сам станет основным смыслообразующим, и все осталь­ные будут обслуживать разрешение его задач.

Такая деформация системы смыслов в целом упрощает и ог­рубляет ситуацию. Во-первых, снимаются внутренние противо­речия в переживаниях субъекта: в этом случае он не будет испы­тывать раскаяний и сожалений, и даже тень возникающего душев­ного дискомфорта будет идеально вытесняться из его сознания. Во-вторых, уходит то напряжение, с которым до сих пор поддер­живалось доминирование уровня эмоционального контроля — нормальная иерархическая организация системы. В данном слу­чае, как мы уже отмечали, таким нормализующим усилием было постоянное эмоциональное воздействие близкого человека. Оно уходит просто в силу своей бесполезности, поскольку при смыс­ловой деформации системы за счет сильного первого уровня дру­гой человек теряет возможность существенно влиять на организа­цию поведения субъекта — не может конкурировать с теми ярки­ми впечатлениями, которые дает динамика внешнего мира.

Основой адаптации в данном случае все более становится сво­бодное маневрирование в потоке впечатлений. Второй уровень, об­служивая решение этой задачи, начинает активно разрабатывать соответствующие формы жизни: фиксировать способы ухода от повседневного однообразия, приемы, позволяющие избежать со­циального давления. Третий — возьмет на себя преодоление пре­пятствий на пути к освобождению, причем, как основное препят­ствие, будет рассматриваться другой человек: именно его необхо­димо перехитрить, найти уловку, лазейку, позволяющую избежать навязываемой рутины. На четвертом уровне переживания друго­го человека будут восприниматься субъектом вне зависимости от их эмоционального качества, положительной или отрицательной оценки происходящего. Они будут просто сливаться с общим по­током впечатлений, в котором важны, прежде всего, его новизна и яркость. Появляется возможность безлично использовать дру­гих людей, просто как обстоятельства, вписываясь в них, пластич­но принимая их форму.

Таким образом, возникает особая целостность психопатичес­кой конструкции. В сравнении с инфантильным типом субъект здесь становится даже более адаптирован, целенаправлен и хит-

362

Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения

роумен в достижении своих целей, адаптивные смыслы других уровней не «сбивают», не противоречат ему в этом, и все аффек­тивные механизмы развиваются для их удовлетворения. Напри­мер, для него относительно более безопасны контакты с асоци­альной компанией, поскольку он не усваивает и ее правила, а про­сто держится рядом и использует ее в своих целях для получения сильных и ярких впечатлений, пока не становится слишком «го­рячо».

Понятно, однако, что эта, в полном смысле асоциальная адап­тация, осуществляется все-таки в социуме и в общем-то парази­тирует на нем.

В этих условиях формируются особые способы аутостимуля-ции. Тонизация интенсивными, яркими впечатлениями может происходить теперь без жесткой эмоциональной цензуры. Так, на­пример, возрастет возможность направленно извлекать удоволь­ствие из впечатлений, связанных с различными скандалами, кри­минальными происшествиями, катастрофами (чем больше жертв, тем более захватывает), с порывами и агрессией толпы. Эти впе­чатления захватывают именно своей силой, субъект загорается от них как от языков пламени, воодушевляясь тем, что что-то актив­но происходит и вызывает яркую аффективную реакцию окружа­ющих. Вспомним, известный рассказ О'Генри, герои которого, страстные зеваки, бросаются в толпу поглазеть на свадебный кор­теж, напрочь забыв, что это их собственная свадьба.

Не удовлетворяясь случайностью таких развлечений, субъект и сам начинает будоражить себя, сталкивая окружающих, пуская сплетни, активно выдумывая, гиперболизируя происходящее, представляя себя в потоке немыслимых по интенсивности собы­тий («сорок тысяч курьеров скачут»). Стремление пережить яркие впечатления может оформиться не только как влечение к фанта­зиям, но и как потребность вовлечь в них других — умножить удо­вольствие, провоцируя и впитывая их удивление, возмущение, восторг. Провокации и ложь, в которых часто упрекают таких лю­дей, в этом случае не столько преследуют конкретную выгоду, сколько являются действенным средством аутостимуляции.

Гоголевский Хлестаков со своей необыкновенной «легкостью в мыслях», наверное, может быть назван как самое яркое и точное

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]