Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

Глава 2. Уровни аффективной организации сознания и поведения

хних и низших зонах наших возможностей (опыты Ф. Хоппе, М.Юкнат — см. кн.: Зейгарник, 1981).

Вступая в борьбу у своих верхних границ, мы испытываем азарт, риск и наиболее остро радуемся успеху, но все эти переживания блекнут, теряют свою напряженность с уменьшением ранга зада­чи. В тоже время, если неудачи у верхнего края наших возможно­стей, в области самого трудного, воспринимаются относительно спокойно, то поражения у основания нашего потенциала сил, в области «это же очень просто», переживаются крайне болезнен­но, что тоже создает напряженность в борьбе с препятствием.

В первом случае напряжение возникает в результате стремле­ния к испытанию себя, к истинной экспансии, расширению гра­ниц своих возможностей, подъему потенциала «Я». Неудача в этой области не ощущается нами как потеря, мы собственно ничего и не теряем — «just try», поэтому она не становится активным регу­лятором поведения и не помешает нам в дальнейшем «разбивать нос» в стремлении расширить свою сферу влияния. Основным ре­гулятором поведения в этом случае является положительное под­крепление — стеническое переживание, побуждающее нас к экс­периментам, к исследованию, к освоению нового.

Во втором случае, при преодолении субъективно «легкого» пре­пятствия, где почти гарантированно ожидаемый успех лишь под­тверждает нам уже известные возможности, поражение грозит по­терей значительной части завоеванной уверенности в будущем, наши силы в буквальном смысле «съедаются» этим легким пре­пятствием. Это значит, что здесь мы будем, прежде всего, ожесто­ченно защищать свой потенциал, бороться за сохранение пози­ций в будущем, и основным регулятором поведения будет защита от неудачи, напряженная концентрация на решении данной или аналогичной по трудности задачи. И это тоже оправдано с точки зрения приспособительного эффекта, потому что сосредоточива­ет нас на целенаправленном разрешении конкретных и обыден­ных жизненных проблем.

Таким образом, и на этом уровне активности мы можем выде­лить две стороны его адаптационной работы: регуляцию наибо­лее полного и глубокого взаимодействия с миром — активное ис­следовательское поведение и организацию защиты нашей актив-

Гл а в а 2. Уровни аффективной организации сознания и поведения

107

ной позиции во взаимодействии — целенаправленное поведение, преодоление препятствий.

Сопоставляя характер переживаний третьего уровня с пережи­ваниями предыдущих, еще раз отметим, что если на втором они неотделимы от конкретной основы и потому разнообразны, тон­ко дифференцированы, то на третьем — слитны, целостны и еди­нообразны, могут различаться по интенсивности, но не по каче­ству. В любой ситуации при столкновении с самыми разными пре­пятствиями мы будем переживать победу или поражение, уверенность или растерянность. В этом единообразии, слитности наших ощущений мы замечаем сходство с первым уровнем, одна­ко, отличие переживания третьего уровня от общего, не фиксиру­емого чувства покоя и смутного, мимолетного дискомфорта не только в его интенсивности и напряженности. Оно не только зах­ватывает и потрясает нас, не менее важно и то, что оно сюжетно, поскольку фиксируется в нашей аффективной памяти в связи с реальными особенностями препятствия, с ситуацией борьбы: ее завязкой, кульминацией и развязкой.

Обычно мы не забываем и можем вербально воспроизвести сю­жеты наших побед и поражений, причем, как мы уже говорили, победы более фиксируются у верхней границы наших сил, пора­жения — у нижней. Само же переживание азарта, напряжения пре­одоления и неудачи с трудом выражается вербально, и все же, когда мы это пытаемся сделать, то обращаемся к образам, отражающим динамику сил: роста, подъема, прилива, легкости, полета или тя­жести, падения, унижения, слома, тягостного бессилия.

Известны широкие индивидуальные различия в способности к эк­спансии. Одни люди легко идут на риск, бросаются в неизведан­ное, не теряют головы рядом с опасностью; другие так же легко отказываются от борьбы, стремятся, прежде всего, к стабильнос­ти, к гарантиям в своих отношениях с жизнью. Известно, что от­каз от борьбы связан с оценкой препятствия как явно превышаю­щего возможности субъекта. Встает, однако, вопрос, почему одни люди, вступая в борьбу, балансируют действительно на грани сво­их возможностей, а другие определяют предел своих сил с боль­шим запасом прочности и часто не идут на борьбу даже там, где имеют реальные шансы на успех.

108

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]