Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

Глава 4.

О шагах становления системы аффективной организации сознания и поведения в онтогенезе

235

зопасность малыша начинает реально зависеть от того, насколько он сможет адекватно среагировать на запрет мамы.

В норме для ребенка второго полугодия жизни значимым по­степенно становится различение не только похвалы, одобрения, но и укоризны, в то время как ранее для него была характерна бо­лее чуткая ориентация на интенсивность эмоциональных прояв­лений взрослого (Лисина, Мещерякова, Сорокина, 1983). Однако основная драма выхода ребенка из режима полного эмоциональ­ного комфорта во взаимодействии с близкими связана уже с кри­зисом первого года жизни.

Подводя итог этого раннего этапа аффективного развития, мож­но сказать, что к 1 году оно обеспечивает достаточно сложную сис­тему взаимодействия взрослый — ребенок. Хотя малыш в это время и начинает самостоятельно передвигаться, активно обследовать ок­ружение и предметы, полную ответственность за его безопасность продолжает нести взрослый. Он принимает решения в угрожающих и неопределенных ситуациях, то есть имеет дело с задачами перво­го и третьего уровней, а также помогает ребенку преодолевать дис­комфорт, сохранять эмоциональную стабильность и активность в отношениях с миром. В то же время в постоянных условиях в это время уже складывается привычный и удобный обоим стереотип домашней жизни и эмоционального взаимодействия, и сам ребе­нок вносит активный вклад в формирование способов разрешения задач второго и четвертого уровней.

В рамках устойчивых форм жизни продолжается опредмечи­вание индивидуальных потребностей, формирование прочных эмоциональных связей, фиксация и дифференциация ритуалов иг­рового и бытового контакта. На основе совместных предметных действий, общего исследовательского поведения начинают раз­виваться приемы взаимной организации внимания, координации жестов, взглядов и эмоциональных оценок, — то есть основной инструментарий диалогической и произвольно организованной коммуникации и взаимодействия.

Тем не менее, мы еще не можем говорить о том, что взаимо­действие к 1 году организуется как сложившийся диалог, а взаи­моотношения строятся с помощью истинных механизмов четвер­того уровня, что малыш может по-настоящему терпеть или жерт-

236

Гл а в а 4 ^ шагах становления системы аффективной организации сознания и поведения в онтогенезе

вовать своими желаниями. Пока он лишь получает непосредствен­ное удовольствие от того, что — «хороший» и знает, чего делать «нельзя». Эмоциональные отношения со взрослыми о многом про­должают строиться на основе заражения — непосредственной пла­стичной восприимчивости ребенка к эмоциональному состоянию мамы, ее похвале или неодобрению, они фиксируются и воспро­изводятся в общем аффективном стереотипе взаимодействия.

При том, что к 1 году для ребенка уже актуализируются пере­живания всех уровней, наиболее активным формообразующим ме­ханизмом адаптивного поведения остается аффективный меха­низм второго уровня. На его основе начинают складываться пер­вые практические и социальные умения малыша — он более или менее регулярно дает знать, что ему нужен горшок, пытается дер­жать ложку, усваивает первые слова и социальные навыки — учится здороваться, прощаться, показывать, давать по просьбе.

Проявлением активности в развитии уровня аффективных сте­реотипов становится возрастающая чувствительность ребенка к нарушению привычных форм жизни. Выделяются два таких пе­риода особой уязвимости — первый около двух месяцев, когда ре­бенок начинает страдать из-за нарушения привычных форм ухо­да, и второй, начиная с семи месяцев, когда появляется особая чув­ствительность к разлуке с мамой и появлению незнакомца.

Аффективные механизмы, позволяющие ребенку преодолеть кризисы уязвимости и вступить в более активные и сложные от­ношения с окружением, первоначально актуализируются и фор­мируются в решении задач саморегуляции. Сначала они культи­вируются в эмоциональном и игровом контакте с близкими как переживания общего удовольствия и только потом становятся средством организации «серьезных» отношений с миром.

В связи с этим, в преддверии традиционно выделяемого кри­зиса первого года жизни мы снова должны обратить внимание на появляющиеся в это время способы саморегуляции системы вза­имодействия ребенка и взрослого. Здесь мы будем искать возмож­ности дальнейшего аффективного развития и преодоления пер­вой настоящей угрозы разлада их отношений.

Наибольшее удовольствие, как уже говорилось, теперь достав­ляют игры с близкими, в которых ребенок по просьбе демонстри-

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]