Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения

сможет получать удовольствие именно от ее динамики: пробуж­дения вожделения к жизни и его разрешения при меньшей зави­симости от конкретных пристрастий и условий удовлетворения потребности.

Таким образом, при стремлении быть в гуще жизни, жадности к новым впечатлениям, они будут меньше фиксироваться. Аффек­тивная память в меньшей мере станет организатором этого уров­ня сознания, и механизмы избирательности второго уровня ока­жутся недостаточно разработанными. Избирательность будет раз-мываться стремлением к смене ощущений, недостаточно сформируются жизненные стереотипы, и это скажется как на раз­витии индивидуальных пристрастий, опредмечивании потребно­стей, так и на фиксации средств защиты.

Высокая пластичность в отношениях с миром повлияет и на формирование структур третьего уровня, что выразится в недо­развитии механизмов экспансии. В условиях недостаточной из­бирательности, когда для субъекта привлекательны и возможны самые различные варианты жизни, не столь актуальным стано­вится и выделение препятствия на пути к цели. Таким образом, смысловое пространство третьего уровня — поле барьеров — тоже может оказаться недостаточно структурированным.

Точно так же в ситуации удовольствия от постоянной смены впечатлений, жажды «новизны вообще» может не складываться и направленное исследовательское поведение как выявление и про­яснение новых закономерностей. Новизна в данном случае само­ценна, и обследование как целенаправленный диалоге неожидан­ными обстоятельствами тоже в данном случае не столь актуально.

Отмечая характерную для такого человека тягу к ярким, силь­ным, меняющимся впечатлениям, мы не можем, однако, связать ее с истинной романтической «мятежностью», со стремлением к риску, с напряженной игрой с опасностью. Субъект не испытыва­ет здесь удовлетворения ни от испытания себя, ни от редукции неопределенности, введения нового впечатления в систему изве­стного и упорядоченного жизненного опыта. В данном случае он не переживает настоящего азарта борьбы или увлеченности ис­следованием и, соответственно, мы не можем говорить о разви­том механизме третьего уровня.

Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения

357

На четвертом уровне высокая пластичность и непосредствен­ность субъекта в отношениях с миром также могут обернуться не­достаточной эмоциональной избирательностью и, соответствен­но, слабой фиксацией эмоциональных связей. Потребность в об­щении проявляется в данном случае не столько как избирательная индивидуальная привязанность, не как стремление войти в устой­чивую структуру человеческой взаимопомощи, норм и моральных ценностей, а как заинтересованность в динамичной эмоциональ­ной среде, в которой само качество впечатлений может и не иметь столь большого значения.

Нетребовательность, пластичность в контактах способствует развитию легкости и бесконфликтности в отношениях, которые обусловлены, однако, не тем, что человек охотно идет на жертвы ради других, а тем, что он удачно вписывается в среду человечес­ких отношений. Более того, здесь может быть неразвито и само чувство сопереживания: неразработанность индивидуального аф­фективного кода второго уровня, собственной избирательности в отношениях со средой создает трудности в понимании нужд дру­гого человека. И механизм жертвы может затрудниться в разви­тии, поскольку субъект недостаточно ясно ощущает, почему и чем он должен жертвовать.

Мы видим, что высокая психическая пластичность может затруднить и развитие иерархической структуры переживания, аффективной основы произвольной организации поведения. Такой человек часто воспринимается окружающими, как блес­тящий, талантливый, но спонтанный и непредсказуемый, как «кошка, которая гуляет сама по себе». Как правило, он притя­гивает своей неординарностью, приятен в общении в кругу сво­их многочисленных знакомых, но в то же время часто обвиня­ется ими, особенно самыми близкими, в равнодушии, нечутко­сти, эгоизме.

Таким образом, выделенные особенности развития первого уровня определяют возникновение характерной фигуры сознания, особого типа человеческой индивидуальности со своими слабы­ми сторонами и, безусловно, со своей одаренностью в отношениях с миром. Это человек, который с трудом удерживается на месте — все время происходит что-то, увлекающее этого «очарованного

358

Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения

странника» дальше. Выносливость, сила первого уровня обуслов­ливает его способность к интуиции в непосредственном действии: это одаренность пластичного человека — живописца, актера, танцора, спортсмена, ремесленника — вообще художника своего дела.

Артистизм, одаренность, возможность пластично войти в по­ток жизни, принять жизнь во всех ее формах делает таких людей особенно привлекательными. Способность интуитивно находить выход из трудной ситуации, естественно использовать складыва­ющиеся обстоятельства, легко, без страха уклоняться от опаснос­ти, как уже говорилось, создает впечатление их особой удачливо­сти, постоянного «везения». Это вольные птицы, они не связыва­ют себя сетью обыденных привычек, привязанностей и поэтому могут доставлять страдание близким, однако, это часто прощает­ся им не только за их художественные таланты, но и просто пото­му, что они дарят другим ощущение праздника, новизны, непос­редственного восприятие жизни.

Гиперфункция первого уровня

Понятно, однако, что с увеличением выносливости в отноше­ниях с миром нарастают не только пластичность на первом уров­не, но и трудности развития механизмов высших отделов: изби­рательности, целенаправленности, произвольности, а значит, ра­стет и угроза сохранению иерархической структуры, то есть целостности всей системы организации поведения. Рассмотрим, каким образом размывание иерархических связей может привес­ти сначала к акцентуации в развитии системы адаптивных смыс­лов, затем к ее деформации, и далее — к распаду.

При этом мы не можем, конечно, поставить себе задачу четко определить границу между индивидуальными различиями и па­тологическими особенностями аффективного развития, но, по крайней мере, на основании здравого смысла условимся считать ненормальной ситуацию, когда механизмы одного из уровней на­чинают давать постоянные сбои в решении собственных адаптив­ных задач, и сама система начинает затрудняться в организации целенаправленного взаимодействия и в сохранении равновесия разнонаправленных тенденций.

Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения

359

Акцентуация в развитии механизмов первого уровня и нарастание лисбаланса системы смыслов

На первом уровне непосредственные трудности адаптации мо­гут проявиться как неосторожность в обеспечении защиты от воз­действий разрушающей силы или, наоборот, как недостаток пла­стичности, спонтанности в отношениях со средой. Понятно, что гиперактивный первый уровень может затрудниться именно в обеспечении безопасности субъекта в контактах со средой. В ка­кой-то момент увлечение динамикой мира, уменьшение дистан­ции в контактах с ним может стать объективно неоправданным, субъект может становиться все «легкомысленнее», и, наконец, начать терять «чувство края», чаще чем другие оказываясь в ситу­ациях угрожающих, опасных и физически и социально.

Рассмотрим, что может происходить при этом с другими уров­нями и со всей системой в целом. Мы уже говорили о том, что особенно выносливый первый уровень, дающий субъекту высо­кую пластичность в отношениях с миром, может препятствовать формированию механизмов организации высших отделов. Задер­живать развитие индивидуальной избирательности — четкого оп­ределения предмета потребности, фиксации условий и способов ее удовлетворения; выделения объектов экспансии и, соответ­ственно, организации исследовательского поведения и целе­направленного сосредоточения на разрешении задачи; развитие эмоциональной привязанности, произвольности в отношениях с миром.

Понятно, что, если эти тенденции достаточно выражены, не-сформированность высших структур нарушает развитие иерархии адаптивных смыслов, отношения между уровнями могут размы­ваться, становиться менее определенными. У системы, таким об­разом, остается все меньше возможностей модулировать и огра­ничивать пластичность первого уровня. Она получает в этом слу­чае слишком много степеней свободы и рискует потерять целенаправленность, оказаться неуправляемой.

Единственным реально действующим фактором организации в этих условиях, видимо, остается непосредственное сопережива­ние другому человеку — усвоение его форм мироощущения. Це­ленаправленная организация поведения осуществляется в этом

360

Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения

случае исходящими от другого человека наградами и наказания­ми, вовлечением в общий уклад и в решение общей задачи, не­посредственной апелляцией к ценностям и нормам. Непосред­ственное заражение и четко организованная извне ситуация смо­гут в данном случае контролировать поведение субъекта; в этом случае его пластичность проявится как синтонность, и она же по­может ему естественно принять формы социальной жизни.

Мы видим, что система организации поведения выстраивает­ся здесь как в детстве — при постоянной внешней помощи друго­го человека, в данном случае, с помощью пластичного усвоения формы другой, устойчивой и иерархически организованной сис­темы смыслов.

Таким образом, здесь мы имеем дело с патологической незрело­стью, инфантильностью субъекта, которая имеет свои особые чер­ты. В непосредственном контакте такой человек может быть упо­рядочен, поскольку легко заражается и вписывается в формы по­ведения, задаваемые людьми, с которыми он общается. Это добрый, бесхитростный и бескорыстный, как часто про него го­ворят — «в сущности, хороший человек». Он действительно мо­жет быть предельно искренним и правдивым, когда обещает и строит планы, но при малейшем отвлечении от непосредственно­го контакта становится так же естественно непорядочен, хотя за­тем, по возвращении к близким, испытывает столь же искреннее раскаяние. Он самозабвенно отдается влиянию обстоятельств или другого, может быть, случайного человека как «очарованный странник» Лескова — просто потоку жизни, принимая любые ее формы. Понятно, что это материал для асоциальных групп, к ко­торым его и тянет в поиске ярких впечатлений.

Леформаиия системы

Можно предположить, что увеличение выносливости первого уровня может привести к дальнейшему размыванию иерархии от­ношений, настолько выраженному, что это повлечет уже не им­пульсивность и периодические ускользания из привычных форм жизни, а стойкую смысловую деформацию системы организации сознания. В этом случае сопереживание другому человеку уже не сможет задать целостную форму системе сознания, дефектный

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]