Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

Глава 2. Уровни аффективной организации сознания и поведения

127

Потребность в эмоциональном сопереживании, как известно, появляется уже в младенчестве, и ее удовлетворение витально важ­но. Недостаток эмоционального контакта, даже при удовлетвори­тельном физическом уходе, вызывает серьезные нарушения пси­хического развития младенца, известные как синдром госпитализ-ма (Bowlby, 1969, 1973). Сходные трудности испытывают и воспитанные в изоляции гуси (Лоренц, 1994), обезьяны (Harlow, 1959), которые в дальнейшем проявляют дефицитарность в орга­низации взаимодействия с сородичами, в реализации программ брачного поведения, выращивания детей.

Известно, что в эмоциональном взаимодействии с матерью закладываются все основные формы организации нашего поведе­ния. В общих аффективных стереотипах развиваются индивиду­альные привычки, первые навыки, формы экспансии, обследова­ния среды. Особая значимость для ребенка социальных стимулов создает условия для произвольной организации его внимания, что, как известно, имеет ключевое значение для развития специфичес­ки человеческих форм психики, открывает путь развитию высших психических функций, присвоению общечеловеческих культур­ных ценностей (Л.С. Выготский).

Новый шаг в усложнении отношений с миром определен, так же как и предыдущие шаги, дальнейшим развитием структуры пе­реживания, и, соответственно, организации психического поля субъекта, введением нового параметра аффективного переживания. Как уже говорилось, на этом уровне оценки интенсивности воздей­ствия среды, ее качества, активности субъекта начинают модули­роваться переживанием другого человека. Характеристика «хоро­шо — плохо» активно изменяет наши индивидуальные пережива­ния «опасно — безопасно»; «хочу — не хочу»; «могу — не могу» предыдущих уровней. Оценка «так хорошо», «так надо», «так долж­но» позволяет нам воспринять как полезное горькое, отвратитель­но пахнущее лекарство, принять необходимость риска болезнен­ной и опасной операции, терпеть боль, истощаться в изнуритель­ном труде. И, наоборот, этот уровень сенсибилизирует нас к избеганию, отвержению даже желанных для нас, но «плохих», «стыд­ных», с точки зрения других людей, впечатлений и действий. Рож­дается иная, произвольная избирательность в отношениях с миром.

128

Гл а в а 2. Уровни аффективной организации сознания и поведения

Так с помощью нового параметра аффективной оценки чет­вертый уровень выводит нас за пределы ситуации, ограниченной субъективной целью. Если первый уровень организации поведе­ния отвечает за сам момент инициации активности — определяет ее допустимость и оптимальную дистанцию в контакте со средой, второй — избирательно выделяет субъективно значимую цель, третий — поддерживает активность субъекта в процессе преодо­ления препятствий на пути к ней, то четвертый оценивает возмож­ные последствия достижения цели с точки зрения других людей (определенной их собственным и общим аффективным опытом). Таким образом, он может стимулировать, облегчать или налагать запрет на нашу активность, произвольно модулировать ее формы.

3 — сосредоточивает на преодолении препятствия

4 — оценивает последствия достижения цели с точки зрения других людей

1 — дозволяет контакт

2 — избирает и фиксирует цель

Мы видим, что на этом уровне рождается новый тип избира­тельности, пристрастности в отношениях с миром, и вместе с тем открываются новые возможности ограничения действия защит­ного механизма пресыщения. Мы проследили уже, как действие этого механизма, осуществляющего защиту на первом уровне орга­низации поведения, последовательно ограничивается надстраи­вающимися механизмами более активных уровней. Второй уро­вень избирательно задерживает включение пресыщения для ка­чественно приятных впечатлений; третий ограничивает пресыщение переживаниями субъективно отрицательными, но расцениваемыми как неприятность, с которой можно справить­ся. Четвертый идет еще дальше: он достигает возможности моду­лировать действие пресыщения произвольно.

Этот уровень в наибольшей степени позволяет субъекту тра­тить себя, вступая в самый активный и длительный контакт с ми­ром: преодолевать усталость, терпетьлишения, не выходить изтя-

Гл а в а 2. Уровни аффективной организации сознания и поведения

129

i

желой, травмирующей ситуации. П.А.Флоренский (1990, с.92) на­поминает нам о едином смысловом корне понятий долга и дли­тельности, он пишет о том, что «долг есть то, что дает данности долготу...», и что именно с его помощью «Я» выходит из времен­но-пространственной ситуативной ограниченности в вечность.

Аффективная ориентировка этого уровня должна быть направ­лена на оценку и среды, и самого субъекта, и стоящей перед ним задачи. Она напоминает по характеру ориентировку второго уров­ня, адаптирующего к миру стабильных признаков, потому что здесь тоже оценивается качество (подходит или не подходит) и выделя­ются его устойчивые дифференцированные свойства.

Однако если на втором уровне качество среды оценивается субъективно, в соответствии с нашими нуждами, то на четвер­том — и качество среды и наши собственные устремления опре­деляются с точки зрения других людей в зависимости от их по­требностей и норм сообщества. И, как на третьем уровне оценка своей силы требует препятствия вовне, так на четвертом оценка качества предполагает отнесение к эмоциональной реакции, нор­ме, ценности другого человека.

Ключевым, запускающим такую ориентировку впечатлением ис­ходно являются непосредственные реакции другого человека. Что также базируется, по всей видимости, на врожденных предпочте­ниях. Как известно, с первых дней жизни социальные стимулы — лицо человека, его голос, взгляд — являются для младенца наибо­лее значимыми (Fantz, 1963; Годовикова, 1969; Баженова, 1986 и др.). Уже в первом полугодии жизни младенец начинает диффе­ренцировать значения выражений лица, интонации голоса, жес­ты. Известно также, что выражение основных эмоций не имеет значительных кросс-культурных различий.

Человек — не просто самый важный элемент среды, он исход­но является для ребенка аффективным центром ситуации, актив­ным трансформатором ее смысловой структуры. В соответствии с его эмоциональными реакциями привлекающее нас может пред­стать вредным и опасным, неприятное — полезным; невозмож­ное, пугающее — доступным и безопасным; отношение другого может как окрылить, так и отнять силы. Важно также, что отно­шение другого может сделать аффективно значимыми субъектив-

130

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]