Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

Глава 4. О шагах становления системы аффективной

организации сознания и поведения в онтогенезе 206

Самый ранний период развития 209

Кризис первого года 238

Ранний возраст (между кризисами года и трех лет) 243

Кризис трех лет 256

Между кризисами трех лет и подросткового возраста 262

Подростковый возраст 267

Глава 5. Конфигурации культуры как акцентуации в развитии

системы аффективной организации сознания 273

«Иначе организованные души» 273

Традиционные культуры 276

Культура нравственных ценностей 291

Культура Нового времени 303

Культура интуитивного сознания 320

Индивидуальность культуры 337

Глава 6. Индивидуальные различия и отклонения

в развитии системы аффективной организации

сознания и поведения 352

Изменения системы сознания, связанные с акцентуацией

в развитии уровня аффективной пластичности 354

Особенности развития системы сознания,

обусловленные увеличением выносливости

первого уровня 354

Особенности развития системы сознания,

связанные с повышением чувствительности

первого уровня 365

Оглавление

Изменения в системе сознания, связанные с акцентуацией

в развитии уровня аффективных стереотипов 380

Особенности системы сознания, обусловленные

увеличением выносливости второго уровня 380

Особенности развития системы сознания,

связанные с увеличением чувствительности

второго уровня 389

Изменения системы сознания, связанные с акцентуацией

в развитии уровня экспансии 401

Особенности системы сознания, обусловленные

увеличением выносливости третьего уровня 401

Особенности развития системы сознания,

связанные с увеличением чувствительности

уровня экспансии 409

Изменения системы сознания, связанные с акцентуацией

в развитии уровня эмоционального контроля 420

Особенности развития системы сознания,

обусловленные увеличением выносливости

четвертого уровня 420

Особенности развития системы сознания, связанные с увеличением чувствительности уровня эмоционального контроля 429

Заключение 444

Литература 454

Предисловие

Книга, предлагаемая читателю, является переработкой монографии, изданной в 2000 году1, а та, в свою очередь, стала развитием темы, захватившей нас еше в 1980-е годы2. Тогда нам показалось, да и сей­час кажется, что решение загадки детского аутизма может не только помочь таким детям, но и открыть что-то очень важное в общем зна­нии о человеке.

В то время мы чувствовали себя ретроградами. В изучении проб­лемы детского аутизма клинические описания и классификации на­чинали активно тесниться психологическими работами. Трудности установления контакта с такими детьми рассматривались в контек­сте более общих проблем организации взаимодействия с миром, общее признание получало мнение, что детский аутизм надо рас­сматривать прежде всего как особый тип нарушения психического развития; менялись суждения о первопричинах аутистического диз-онтогенеза. Если классические клинические исследования в боль­шей степени акцентировали аффективные проблемы детей, то экс­периментально-психологические — сосредоточивались на особен-

1 Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М., 2000.

2Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоци­ональные нарушения в детском возрасте и их коррекция». М., 1990.

Предисловие

ностях их когнитивного развития. Была выявлена первазивная3 не­достаточность таких детей, проявляющаяся, как выяснилось, прежде всего, в их особом стиле организации информации. Мне­ния об исходных причинах формирования аутизма уверенно скло­нялись в сторону дефицитарности когнитивной сферы.

Вот этого последнего шага вслед за всеми мы не могли заста­вить себя сделать. Нам казалось, что такое заключение — это всего лишь часть правды о детском аутизме, которая не может объяс­нить всех проблем такого ребенка, и в том числе его тяжелого и хронического дискомфорта в отношениях с миром. К тому же вскоре стало понятно, что и сам особый когнитивный стиль де­тей с аутизмом связан с дефицитом возможности активной ор­ганизации и гибкой реорганизации информации, а проблемы развития психических функций — с трудностями реализации су­ществующих у ребенка возможностей, также как социальная де­задаптация — с практическим использованием уже имеющихся знаний и навыков. Все это могло свидетельствовать о наруше­нии возможности активного взаимодействия таких детей с ми­ром, возможности вести диалог с меняющимися обстоятельст­вами, и давало основание для предположения о том, что психи­ческий дизонтогенез при детском аутизме исходно может быть обусловлен крайне малой выносливостью ребенка в контактах с миром, которая, с одной стороны, проявляется как нарушение активности, с другой — как снижение порога дискомфорта.

Мы предположили, что подобная «невыносливость» может стать причиной системного нарушения психического развития, обусловливающего проблемы и когнитивные, и социально-эмо­циональные. Понимание специфики такого дизонтогенеза позво­лило бы раскрыть и конкретизировать мысль Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Попытками это сделать мы и за­нимались все эти годы, и как нам кажется, за это время и многие другие исследователи отошли от гипотез, рассматривающих лишь одну из сторон дефицитарности при аутизме.

3 Термин «pervasive disorders» часто переводится как «общее нарушение», нам кажется, что это не отражает его содержания, точнее будет — «всепрони­кающая недостаточность».

8

Предисловие

Аномален не сам стиль восприятия информации, с помощью которого аутичный ребенок выстраивает свою картину мира, а его жесткость и радикальная ограниченность. Трудно предста­вить себе, что в норме существует лишь один, «правильный» спо­соб организации информации. Мы думаем, что он должен ме­няться в зависимости от адаптивного смысла ситуации и опре­деляться нашей аффективной оценкой, характером переживания происходящего с нами. Таким образом, мы приходим к тому, что функцией нормальной аффективной сферы является организа­ция соответствующих адаптивному смыслу форм сознания и по­ведения, а механизмом такой организации и реорганизации — меняющаяся структура переживания.

Опыт, который дает работа с проблемами развития аутичных детей, позволяет представить нормальную аффективную сферу как систему разноуровневых переживаний, контролирующих решение задач адаптации — систему адаптивных смыслов, организующую, в соответствии с ними, поведение и сознание человека. Соответ­ственно, аффективное развитие можно рассматривать не с точки зрения подчинения аффектов высшим, эмоциональным и лично­стным инстанциям, а как культурное развитие всей системы смыс­лов, этапы которого отражают шаги становления индивидуально­сти и социализации ребенка.

В связи с этим, нам кажется целесообразным ввести в обиход понятие аффективный возраст (наряду с интеллектуальным воз­растом и эмоциональной зрелостью ребенка) и поставить задачу выработки общих ориентиров, а возможно и шкал его определе­ния. Это позволило бы более точно квалифицировать проблемы психического развития детей и даже в самых тяжелых случаях на­ходить возможности организации взаимодействия. Рассмотрение линий развития отдельных уровней аффективной сферы и станов­ления их системного взаимодействия позволяет уточнить соотно­шение понятий аффективного и эмоционального, определить но­вый подход к пониманию закономерностей смены сензитивных периодов в становлении психических функций и соответственно их использования в психологической помощи ребенку.

В этой публикации представлено развитие всех направлений на этом этапе исследования. В наибольшей степени переработана

Предисловие

часть, касающаяся онтогенеза аффективной сферы, существенные изменения внесены в главу III «Система аффективной организа­ции сознания и поведения», и главу VI «Индивидуальные разли­чия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения».

Необходимость прояснения и исправления неточностей в из­ложении, открытие новых направлений стимулировались вопро­сами студентов МГППУ и РГГУ, которым были прочитаны курсы лекций по теме «Аффективное развитие ребенка», и я благодарю их за сотрудничество.

И, конечно, признательность и память учителям, коллегам по работе, домашним — всем, без кого все теряет всякий смысл.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]