Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

Глава 2. Уровни аффективной организации сознания и поведения

49

ности, превышающей порог дискомфорта. 3. Фрейд (1989), как из­вестно, такую задачу дозирования контакта с энергией внешнего мира представляет как первичную, даже по отношению к действию знаменитого принципа удовольствия, и относит механизмы защи­ты к низшей, базальной психической инстанции.

2. Вклад первого уровня в процессы саморегуляции

Как и более высокие структуры, первый уроьснь системы аф­фективной организации вносит свой вклад в процессы ее саморе­гуляции. Выступая в качестве низшего уровня, организующего самые неэнергоемкие формы поведения, он должен осуществлять и наименее избирательную регуляцию психического тонуса — его об­щую неизбирательную гармонизацию. Это поддержание его инди­видуально оптимальных параметров усвоением ритмов, флуктуа­ции среды, ее «дыхания» и пресыщением слишком сильными впе­чатлениями.

Воздействия среды, недостигающие порога дискомфорта, так же, как и равновесные, этологически «хорошие» пространствен­ные пропорции, свидетельствуя нам о безопасности окружающе­го, снова и снова стимулируют переживания комфорта и покоя. Эти переживания не побуждают нас к активности, а, наоборот, предоставляя возможность усвоить внешнюю форму, растворить­ся в ней, погружают в состояние завороженного покоя, позволя­ют ощутить глубокое эстетическое чувство полноты и завершен­ности данного мига жизни, единства с миром.

Ж.Ж. Руссо (цит. по Леви-Стросу, 1994, с.27) называет такое переживание самым «драгоценным чувством» из всех, потому что оно так редко и неопределенно. Описывая возвращение сознания после глубокого обморока, он пишет: «Мне казалось, что я напол­няю своим легким существованием все воспринимаемые мной предметы, <...> у меня не было никакого отчетливого ощущения своей личности, <...> я чувствовал во всем моем существе дивное спокойствие и всякий раз, как вспоминаю о нем, не могу подыс­кать ничего равного среди всех изведанных мною наслаждений».

Такие переживания редко фиксируются и осознаются, но вос­приятие гармонии мира, усвоение ритмов является одним из ос-

50

Гл а в а 2. Уровни аффективной организации сознания и поведения

новных источников поддержания нашего психического тонуса в оптимальном режиме. При этом используются и внешние, и внут­ренние ритмы. Теряя активность и нуждаясь в «скорой помощи» в борьбе с пресыщением, мы начинаем напевать, ритмично пока­чиваться, постукивать ногой, включаем музыку. Многие могут вспомнить, например, как хорошо думается «на ходу», ритм дви­жения тела может стимулировать движение мысли, придать ее те­чению размеренность, складность, также, как нам часто помога­ет в этом стук колес поезда, мелькание картин за его окном. Наря­ду с необходимым подъемом тонуса, ритмы служат и для его снижения, успокоения: каждому, наверное, когда-нибудь совето­вали монотонно считать, если не засыпается. Мы укачиваем де­тей, поем им колыбельные, и сами они часто, когда не могут зас­нуть, тоже начинают раскачиваться или крутить головой.

Наряду с прямым вкладом в регуляцию психического тонуса, первый уровень ярко проявляет себя и в области психической за­щиты от реально неустранимых травмирующих переживаний. Эта защита также неизбирательна: уровень охраняет человека от всех чересчур интенсивных переживаний. Механизм аффективного пресыщения позволяет «срезать» слишком сильные и положитель­ные, и отрицательные переживания. Таким образом, происходит стабилизация аффективных процессов в режиме комфорта.

Особое значение для саморегуляции имеет также то, что на этом уровне происходит освобождение от непереносимого, но ре­ально неустранимого аффективного впечатления. Можно предпо­ложить, что переживание этого уровня является одним из основ­ных составляющих механизма вытеснения, позволяющего чело­веку выжить и сохранить аффективную стабильность даже в, казалось бы, невыносимых условиях.

Поддержание аффективных процессов в режиме комфорта осу­ществляется благодаря впечатлениям, несущим переживания по­коя, комфорта, гармонии, равновесия в окружающем. Одним из источников таких впечатлений является бесцельное движение по силовым линиям поля — «куда глядят глаза», «куда несут ноги». Растворяясь в потоке окружающего, ощущая себя его частицей, мы плывем по течению, огибаем препятствия, ускользаем от опас­ностей, даже не замечая их. Наверное, многим знакомо это чув-

Гл а в а 2. Уровни аффективной организации сознания и поведения

51

ство умиротворения и, одновременно, полноты жизни, которое мы получаем от таких прогулок, «купаясь» во впечатлениях, бро­дя зевакой в толпе, просто шатаясь и глазея.

Подобное, а может быть, даже более глубокое чувство покоя, слияния с окружающим мы переживаем не в собственном движе­нии, а, наоборот, застыв на месте, впитывая в себя динамику ок­ружающего: легкое движение листьев, рябь на воде, колебания воз­духа, освещения, теней. Как писал об этом переживании В.В.Ро­занов (1990, с.501): «Все религии мира пройдут, а это останется: просто — сидеть на стуле и смотреть вдаль».

Обращаясь к аффективному опыту читателя, мы рассчитыва­ем, что каждый может вспомнить свою зачарованность в детстве движением пылинок в солнечном луче или снежинок в свете улич­ного фонаря, мельканием теней от решетки забора, орнаментом обоев, движением по узору плиток тротуара. Каждый знает об уми­ротворяющем действии прогулок у воды, в парке, созерцания дви­жения ветвей и облаков, ритма морского прибоя, голосов птиц и журчания ручья; эти же впечатления мы получаем, когда бездум­но стоим у окна, рассеянно глядя на далекую суету улицы. Когда нам не по себе, мы часто подходим к окну или бродим по улице.

Очень точно об этом пишет ГС. Уланова: «Когда бывала уста­лая, расстроенная, садилась в автобус, <...> выбирала место у окна и вот так ехала туда и обратно, не выходя, бездумно смотрела на дома, улицы, людей. Так я отдыхала. Не думалось, конечно, для чего это делаешь, чем вызвано, на что влияет, просто мне так хо­телось, очевидно — присутствовать при жизни, но от нее отвлека­ясь» (1985, с.116). Сходным образом и героиня повести А.П. Че­хова «Три года» чувствует в безысходных обстоятельствах, что если бы можно было бы «ездить целый день по Москве от утра до вече­ра и при очень быстрой езде дышать прохладным воздухом, то, пожалуй, она не чувствовала бы себя такой несчастной».

И. конечно, мы достигаем покоя, гармонии душевной жизни, усваивая не только легкое дыхание мира, но и его гармонические пропорции, удовлетворяющие наше эстетическое чувство. Как пи­шет И. Бродский, «красота есть место, где глаз отдыхает. Эстети­ческое чувство — двойник инстинкта самосохранения» (1992, с.200). «Глаз продолжает следить за реальностью при любых об-

52

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]