Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения

Гипофункция в развитии первого уровня Акиентуаиия в развитии механизмов первого уровня и нарастание лисбаланса системы

Понятно, что повышенная чувствительность, чуткость перво­го уровня в определенный момент начинает выступать уже пре­имущественно как его слабость, ранимость в отношениях с ми­ром. Если «толстокожий» первый уровень, уменьшая дистанцию в контактах со средой, создает угрозу потери «чувства края», то его излишняя чувствительность, увеличивая дистанцию, мешает организации непосредственного взаимодействия.

Первостепенной задачей такого уровня становится защита субъекта от интенсивности влияний среды, но и ее, как мы уви­дим, он уже не может разрешить самостоятельно. Это происходит в том случае, когда человек продолжает чувствовать себя диском­фортно в нормальных для большинства других людей обстоятель­ствах и реально найденная безопасная позиция не подкрепляется для него субъективным ощущением покоя. Хроническое пережи­вание ситуативного дискомфорта перерастает в чувство постоян­ной тревоги, настороженности. Понятно, что в этом случае не просто серьезно уменьшается возможность пластичной адаптации к среде, но поведение непосредственного интуитивного приспо­собления, «вписывания» субъекта в обстоятельства дезавтомати-зируется.

В ситуации такого хронического дискомфорта компенсатор­ную роль вынужденно берут на себя высшие, более активные уровни. И акцентуацию развития системы мы рассматриваем здесь как результат той дополнительной нагрузки, которую они испытывают, пытаясь при этом полностью выполнять и свои соб­ственные функции, когда система в целом стремится сохранить свою нормальную смысловую конфигурацию. Рассмотрим, как помогают и могут ли помочь в этом случае ранимому первому другие уровни.

Второй уровень в условиях стойкого дискомфорта может из­бирательно выделить неприятную ситуацию, закрепить и опред-метить испуг, превратить его в конкретный страх. Оформляющи­еся в этом случае страхи могут определяться витально важными

Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения

371

для первого уровня впечатлениями пространства и движения, на­пример, они могут опредметиться как боязнь широких, открытых площадей (агорафобия) или тесного, замкнутого помещения лиф­та (клаустрофобия), как страх перехода оживленной улицы, тол­пы, езды в транспорте и т.п. Но они могут быть связаны и со сверх­ценным отрицательным отношением к резким изменениям вооб­ще, в самых разных областях жизни.

Второй уровень накапливает не только сами страхи, но и за­щитные реакции, формы поведения, которые объективно или субъективно уменьшают переживание дискомфорта и тревоги. По­этому реальные защитные действия могут обрастать аффективно связанными с ними деталями и оформляться в поведенческие ри­туалы (например, желание переходить улицу только в определен­ном, действительно наиболее спокойном месте, может дополнить­ся стремлением непременно дотронуться перед этим, для пущей уверенности, до ствола ближайшего дерева). Повторение этого ри­туального действия аффективно связывает для субъекта настоя­щую ситуацию со сходной, удачно завершенной в прошлом, и это, как мы уже обсуждали, отчасти связывает и его страх перед непос­редственно происходящим.

Как известно, сложившиеся таким образом защитные ритуа­лы могут в дальнейшем приобретать характер навязчивостей. Субъект становится зависимым от воспроизведения внешне бес­смысленных стереотипных действий, которые в данном случае вы­полняют важную для саморегуляции функцию связывания пере­живания генерализованной тревоги, редукции возникающего на­пряжения.

Патологическая фиксация простейших телесных защитных ре­акций может превращать их в насильственные тики. Известно, что впервые они могут возникать именно в условиях сенсорного дис­комфорта, однако конкретное ситуативное неудобство от труще­го воротника или дужки очков, от насморка может быть устране­но, а фиксированные защитные реакции — движения шеи, гри­масы, поперхивание, шмыганье носом надолго остаются универсальным средством саморегуляции и легко провоцируют­ся в разных ситуациях нарастанием внешнего и внутреннего дис­комфорта.

372

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]