Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

Глава 2. Уровни аффективной организации сознания и поведения

91

3. Культурное развитие второго уровня

А. Развитие культурных средств организации переживания второго уровня в решении задач непосредственной адаптации

Второй уровень базальной аффективной регуляции в процес­се культурного развития становится одной из основ развития ци­вилизации и важнейшей составляющей душевной жизни челове­ка. Организация удовлетворения физиологических потребностей является естественной предпосылкой формирования сложных видов психической адаптации, создающих культуру стабильных, надежных отношений с миром.

В этом случае овладение переживанием происходит через разви­тие индивидуального аффективного стереотипа в общем бытовом укладе жизни, аккумулирующем в себе опыт данной культуры. Это не значит, что индивидуальность нивелируется в нем, скорее каж­дый человек получает возможность опредметить свои потребности с помощью языка аффективных стереотипов своей культуры.

Можно сказать, что культурные аффективные стереотипы со­ставляют саму материю, реальность обыденной жизни. Ребенок раз­вивается в определенно организованном укладе, который задает ему форму восприятия и реагирования. Так, уже в раннем возрасте пред­метная организация среды формирует у нас соответствующие сте­реотипы поведения и, входя в наше сознание, стимулирует разви­тие предметности и константности восприятия, создает представ­ление об устойчивости, воспроизводимости свойств мира.

Дом, созданный аффективным стереотипом, это уже не просто безопасное и комфортное место, а пространство, заполненное и структурированное домашней утварью, приспособлениями, оруди­ями, то есть всем предметным опытом жизни рода. Культура «вож­деления» здесь сконцентрирована в вещи, в ее функции, в способе применения, в порядке обращения к нужному. Вырастая, мы об­живаем дом и окружающий мир с помощью усвоения новых куль­турных стереотипов возможного, желаемого и запретного, создаем свой арсенал навыков хозяев дома, родителей, профессионалов.

Усвоение культурных форм отношений с миром позволяет субъекту в большой мере овладеть своими витальными процесса-

92

Глава 2. Уровни аффективной организации сознания и поведения

ми. (Вспомним, какое значение традиционно придается усвоению ребенком навыков опрятности и аккуратной «правильной» еды.) Они прокладывают рельсы для организации всей обыденной, ин­тимной и общественной жизни человека, создают всеобъемлющую программу круговорота дней и ночей, времен года. М. Мид (1988) замечает, что все эти мелочи, простейшие автоматизмы — как есть, что есть, когда, с каких тарелок, вымытые ступеньки крыльца, гор­шок герани на окне, машинально приподнятая при встрече шля­па — являются здоровой основой нашей жизни, без нее мы теряем почву под ногами.

В каждой культуре создаются не только необходимые в обихо­де простые речевые штампы, но и аффективные стереотипы бо­лее сложных идиом, принятых выражений, тем разговора. Мы ус­ваиваем свойственную нашей культуре манеру обшения, способ выглядеть привлекательным, что для этого надевать, как двигать­ся, наконец, что находить привлекательным в другом человеке, кому доверять, в чем видеть женственность, в чем мужественность. С помощью культурных стереотипов нам передается опыт, помо­гающий воспитать ребенка и вылечить больного.

Аффективные стереотипы составляют культурную память че­ловечества как запас полезных знаний и умений, позволяющих нам выжить и даже сделать нашу жизнь более удобной и приятной, за­щититься от болезней, предупредить опасность. Это — всеобъем­лющая сеть примет, из которых вырастают не только суеверия, ма­гия, но и земледелие, медицина, науки и ремесла, вообще все на­копления цивилизации. Если первый уровень связан с творчеством, то второй — с развитием умения и мастерства, что не менее важно в установлении отношений с миром. В каждой культуре они сохраняют индивидуальные привычки, индивидуаль­ный опыт жизни рода, поэтому они представляют особую ценность как возможные варианты развития отношений с миром.

Б. Развитие в культуре средств произвольной саллорегуляиии переживания второго уровня

Второй уровень дает огромные возможности развития в куль­туре стимулов-средств саморегуляции аффективных процессов. Как мы уже упоминали, на его основе развиваются культурные

Гл а в а 2. Уровни аффективной организации сознания и поведения

93

приемы, овладев которыми, субъект может поднять свою актив­ность, поддержать ее на необходимом уровне, сопротивляясь дей­ствию пресыщения. Мы знаем, что этот уровень позволяет запас­ти энергию на будущее.

Культурные традиции накладывают запреты на примитивные способы аутостимуляции, например, на сосание пальца, и разра­батывают искусство приятной жизни. Это — традиции благоуст­роенного и изобильного быта, кулинария, ткани приятные на глаз и на ощупь, духи и ароматические курения, омовения, культура сексуальной жизни, физических упражнений и ухода за телом, введение в обиход специальных стимуляторов, например, куре­ния или алкоголя.

Семейный, национальный уклад по-разному определяет раз­витие техник сенсорной аутостимуляции, он может формировать гурманство, сибаритство, или, наоборот, сосредоточивать субъекта на самых простых ощущениях, воспитывать умение получать удо­вольствие от обычной жизни. Однако он всегда направленно при­водит человека к специальному переживанию приятного сенсор­ного контакта, дозирует, разнообразит, не дает пресытиться, на­кладывая его на ритмы индивидуальной и природной жизни.

Не случайно с Рождеством традиционно связаны именно пря­ники и мандарины, с масленицей — блины, а на Пасху пекут ку­лич. Первая редиска и первый арбуз, именинный пирог — все это, конечно, не просто еда, а праздник еды, стимулирующий в нас чувство радости жизни. Поэтому так грустно бывает терять этот праздник при разрушении временного аффективного стереотипа. Арбуз круглый год становится просто едой, «питанием», что, как выяснилось, не прибавляет нам положительных впечатлений.

Уклад сосредоточивает нас и на переживании здоровья, лег­кости движения, искусности навыка, мастерства; оснащенности средствами жизни: накопления, разнообразия запасов, богатства, надежности, процветания. Он создает мироощущение хозяина, хозяйки: «мой дом — моя крепость», «дом — полная чаша». И это тоже входит в традиционный уклад как праздники ловкости и силы, демонстрации умелости и изобилия.

Культура поддержания стабильности и активности психичес­ких процессов сопровождает нас с самого рождения. Она прояв-

94

Гл а в а 2. Уровни аффективной организации сознания и поведения

ляется в разрабатываемой в каждой традиции культуре материн­ства: это системы передаваемых из поколения в поколение спосо­бов поведения, с помощью которых мать может успокоить и за­нять ребенка, создать аффективную среду, организующую его на самостоятельный поиск впечатлений. Колыбельные, укачивания, пустышка, приговоры и ласки матери, традиционные игрушки, первые ритмические игры — все эти формы организации пережи­ваний младенца передаются матери ее матерью и бабушкой, и каж­дая из них создает основу для индивидуальной импровизации.

Мы говорили о том, что второй уровень может как бы запасти радость и энергию жизни впрок, и сложившийся в детские или юные годы аффективный стереотип в дальнейшем придает нам силы в ситуации усталости, помогает выходу из критической си­туации. И эту возможность консервации энергии и использова­ния ее запасов нам тоже предоставляет культурный уклад жизни. Все праздники, переживаемые нами с раннего детства, регулярно возвращаются в череде дней и лет, сначала мы вкладываем и вкла­дываем в них радость, детализируем, развиваем переживание, а с какого-то момента они начинают уже больше отдавать и поддер­живать нас.

В культуре уклада можно заметить особое внимание к орна­менту. Это роспись жилища, домашней утвари, узоры на одежде. Простые и прихотливые формы и цвета сплетаются здесь в регу­лярно воспроизводящиеся фигуры, что дает нам не только чув­ственное удовольствие, но и стимулирует ощущение надежности, предсказуемости, порядка в мироустройстве. Точно так же мы мо­жем выделить и музыкальные орнаменты народных песен с при­певами, использование прибауток, приговоров, пословиц, привя­занных к повторяющимся ситуациям.

Можно отметить устойчивую традицию использовать привыч­ные ритмические ряды впечатлений, составляющие определенный пространственно-временной орнамент, как опору в организации более сложных и гибких психических процессов. Так, Ю.М.Лот-ман (1973) говорит о стимуляции и оформлении внутреннего мо­нолога человека внешними ритмами, даже не имеющими с ним смысловых связей. Как пример можно привести привычки рабо­тать под любимую музыку, думать с опорой на механические авто-

Гл а в а 2. Уровни аффективной организации сознания и поведения

95

матизмы чтения или машинального рисования или черчения по бумаге, на ритуал приготовления кофе.

До сих пор мы говорили о психотехнике подъема и поддержа­ния активности, развивающейся в контексте уклада обычной жиз­ни и почти неотделимой от нее. Существуют, однако, и системы специально выделенных для этого приемов, тоже специфические для каждой культурной традиции. Прежде всего, здесь надо упо­мянуть о техниках непосредственного соматического взбадрива­ния: особых диетах, лекарственных средствах, системах физичес­ких упражнений и обрядовых ритмов, о водных процедурах.

Наряду с этим, механизмы второго уровня вносят вклад в раз­витие сложных форм искусства. Ни один его вид нельзя отделить от его сенсорной основы, а значит все они, так или иначе, исполь­зуют стимуляцию второго уровня: и танец, и музыка, и живопись, и даже литература опираются на чувственные ритмически орга­низованные аффективные стереотипы и ассоциативно связаны с важными моментами нашей инстинктивной жизни.

На основе механизмов второго уровня развиваются культур-. ные средства связывания неприятных, отрицательных пережива­ний. Так, переживание болезни или страха заболеть связывается и десенсибилизируется самим ритмом и деталями разработанной системы лечения, профилактики. Известно, например, благотвор­ное действие на больного не только регулярного приема лекарств, но и регулярного измерения температуры или артериального дав­ления, обсуждения с врачом подробностей симптоматики.

В данном случае облегчение может приносить даже не реаль­ная эффективность системы лечения, а ее детальная разработан­ность и завершенность. Так хорошие и плохие приметы, предска­зания, гадания выполняют на самом деле конструктивную функ­цию завершения, стабилизации картины мира в условиях, когда она реально не может быть понята и замкнута. Таким образом чело­век преодолевает тревогу, стимулирует переживание стабильнос­ти и тем самым получает дополнительный шанс конструктивного решения своих реальных проблем. И, наконец, культурные тра­диции предлагают нам устоявшиеся формы организации механиз­мов второго уровня для защиты от травматических переживаний. Во-первых, это заданные в культуре фигуры умолчания, вытесне-

96

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]