Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

Глава 4.

О шагах становления системы аффективной организации сознания и поведения в онтогенезе

269

ответствовать формам своей субкультуры (в частности, носить осо­бую одежду, говорить на своем языке и т.п.). В этом случае стиму­ляция переживания принадлежности дружеской общности, при­нятия ее идеальных ценностей, соответствия ее нормам и прави­лам, внешнему облику члена группы может рассматриваться, с одной стороны, как компенсация по отношению к переживанию разлада общности с близкими, отверженности от социальных ус­тановок, с другой — как стимуляция развития аффективных ме­ханизмов, которые помогут потом преодолеть разлад с взрослым обществом, принять общие культурные ценности.

Выше мы говорили, что близкий имеет возможность помочь трехлетнему ребенку справиться с кризисом потому, что сохраня­ется их еще эмоциональная целостность, общая система органи­зации поведения и сознания. В подростковом возрасте ситуация меняется: конечно, остается эмоциональная привязанность друг к другу, общий эмоциональный опыт, но подросток претендует на функцию эмоционального контроля, оценку правильности свое­го поведения, которую будет сверять в основном с эмоциональ­ными установками группы сверстников.

Характерно, что выход из кризисной ситуации происходит, как правило, с помощью посторонних людей, имеющих с подростком сначала чисто «деловые» отношения — общение в обучении, в про­фессиональной подготовке, в какой-то творческой деятельности. Если подросток заинтересован в таком взаимодействии, то его от­ношения со взрослым входят в контекст их общей экспансии, в рамках которой он может утвердить себя вне напряженного аф­фективного конфликта. В этом случае его уровень притязаний может складываться адекватно, с учетом реальных достижений.

Выйти из подросткового кризиса ребенок может, только заняв реальные социальные позиции в мире взрослых. В этом случае цен­ности его субкультуры теряют свою сверхактуальность, и он полу­чает возможность восстановить отношения эмоциональной коор­динации с близкими и присвоить идеальные ценности своего сооб­щества. В связи с этим можно отметить, что уязвимость, характерная для следующего, более «благополучного» периода развития — юно­шества — часто проявляется как раз в стремлении идеально, бес­компромиссно следовать избранным сообществом ценностям.

270

Гл а в а 4 " шагах становления системы аффективной организации сознания и поведения в онтогенезе

* * *

Изложенные выше рассуждения, как нам кажется, могутсвиде-тельствовать, о том, что традиционно выделяемые этапы психичес­кого развития ребенка в целом могут быть рассмотрены в общей логике становления системы аффективной организации сознания и поведения ребенка. Более того, нам представляется, что, рассмат­риваемые в этом ракурсе, они приобретают новый смысл, позволя­ющий выделить единые движущие силы когнитивного и аффектив­ного развития. Появляется возможность конкретизировать пред­ложенное Л.С. Выготским понимание возраста ребенка как качественно особой структуры его сознания, увидеть, как и с помо­щью каких механизмов происходит его закономерная возрастная перестройка, подумать, почему и в какой логике происходит смена сензитивных периодов развития психических функций. И самое главное: такой взгляд помогает адекватно оценить возможности, сильные и слабые стороны каждого возраста и отнестись к нему ра­зумно — не торопить и не мешать психическому развитию, помочь ребенку успешно пережить кризисные моменты и выйти из них с опытом, необходимым для дальнейшей жизни.

В заключение этой главы постараемся выделить и обобщить основные, наиболее важные для нас положения.

Индивидуальная аффективная организация поведения и со­знания складывается внутри общей системы адаптации, объеди­няющей ребенка и его близких. У ребенка исходно существуют все потребности, вокруг которых в будущем смогут выстраиваться уровни его сознания. Средства их удовлетворения находятся в ру­ках взрослого, но ребенок имеет возможность побудить его к нуж­ному действию. Эмоциональный комфорт близких зависит от того, насколько малыш проявляет свое удовлетворение и радость. И взрослые с первых дней жизни заботятся не только об обеспече­нии его конкретных телесных нужд, но и отвечают за его общее аффективное благополучие, поддерживают активность, аффектив­ную стабильность в отношениях с миром.

Сначала взрослый полностью берет на себя функции защиты ребенка и адаптации в случае неожиданных изменений обстоя­тельств, и первыми общими достижениями становятся единый аф-

Гл а в а 4 ^ шагах становления системы аффективной организации сознания и поведения в онтогенезе

271

фективный стереотип жизни и общее осмысление эмоциональ­ных правил ее организации (механизмы адаптации к стабильным условиям жизни). Складывается удобный обоим уклад, в котором опредмечивание потребностей ребенка взаимодействует со станов­лением материнской манеры ухода и эмоционального контакта.

Успехи в развитии механизмов стабильных уровней сопровож­даются повышением чувствительности ребенка к нарушениям привычных, уже отработанных форм жизни. Уязвимость ребенка стимулирует взрослого к развитию новых, более действенных средств стабилизации аффективных переживаний ребенка, борь­бы с возникающими страхами. Успех, достигнутый в этом направ­лении, в свою очередь, дает толчок к возникновению у малыша новых, более активных отношений с миром. Как мы проследили выше, все новые механизмы организации сознания и поведения, новые способы решения реальных задач адаптации появлялись и вызревали сначала в русле регуляции аффективных процессов.

Благополучные периоды интенсивного развития форм приспо­собления к стабильным условиям жизни перемежаются кризиса­ми, связанными с разбалансированием системы адаптации, вклю­чением в организацию поведения механизмов динамических уров­ней ребенка. Толчком к их актуализации служит кардинальное изменение условий жизни ребенка, ставящее его перед необходи­мостью вступать в активные отношения с нестабильной, неопре­деленной, агрессивной средой. В случае кризиса первого года жиз­ни и подросткового эти изменения, возможно, более связаны с внешними для психического развития обстоятельствами: с появ­лением возможности самостоятельного передвижения и с физи­ческим взрослением, созреванием, необходимостью определить­ся и занять собственную социальную нишу. Кризис трех лет, по-видимому, в большей степени вызван внутренними психологическими причинами — формированием аффективного механизма экспансии ребенка.

Выход из кризиса обусловлен эмоциональным осмыслением, качественной оценкой переживаний структуры поля, собственных импульсов экспансии — введением их в смысловой контекст уров­ней, определяющих адаптацию к стабильным условиям. В возрасте года и трех лет это происходит за счет введения их в общую систему

272

Гл а в а 4 ^ шагах становления системы аффективной организации сознания и поведения в онтогенезе

организации ребенка и его близких; в подростковом возрасте — в контекст культурных ценностей сообщества. Острота кризиса, ус­пешность его преодоления зависят, в том числе, от глубины прора­ботки аффективных механизмов в предыдущий период развития адаптации к стабильным условиям, от того, насколько усвоенные привычки, опредмеченные потребности, привязанности, правила, ценности смогут контролировать полевые влияния и выброс экс­пансии. И наоборот, развитие пластичности, механизмов активной адаптации в неопределенной ситуации смягчают нарастающую за­висимость от фиксированных связей, уязвимость, возникающую в более «благополучные» периоды аффективного развития.

Выделение индивидуальной системы аффективной организа­ции поведения и сознания проходит, видимо, несколько этапов. На первом из них, в период раннего возраста происходит форми­рование личного аффективного стереотипа, позволяющего осу­ществиться индивидуальности ребенка и навсегда сохранить в аффективной памяти впечатления, привязывающие нас к миру, дающие запас активности и устойчивости.

Второй этап связан с длительным периодом развития между тремя годами и подростковым кризисом, когда индивидуальное переживание ребенка, его виденье мира приобретают иерархичес­кую структуру, когда идет становление собственных механизмов эмоционального контроля, произвольной организации поведения, следования правилу. В это время происходит формирование ин­дивидуальных механизмов четвертого уровня организации пове­дения, позволяющего в дальнейшем успешно войти в социум.

Третий этап предполагает введение в систему индивидуаль­ной организации поведения механизмов адаптации к нестабиль­ным условиям. Оно осуществляется в период преодоления под­росткового кризиса и завершается с появлением у подростка са­мостоятельной регуляции индивидуальной экспансии социальными нормами и ценностями сообщества. Таким обра­зом, процесс выделения индивидуальной системы поведения из аффективной общности с близкими завершается вхождением ее в систему культуры.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]