Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения

неразвитость навыков общения способствует легкому навязыва­нию ему чужой манеры — неудобной дистанции, темпа, ритма общей жизни, привычек, вкусов, что утомляет его, усугубляет пе­реживание дискомфорта, создает ощущение постоянного давле­ния со стороны других.

Трудности проявляются и при выстраивании самостоятельной линии в личных взаимоотношениях. Субъект не может адекватно оценить свои поступки и часто необоснованно чувствует себя ви­новатым, идет на жертвы, о которых его никто не просит и глав­ное — никто не ценит. Он ощущает свою неоцененность и ущем-ленность как постоянное пренебрежение и несправедливость.

Характерно, что пока такой человек бездействует, он достаточ­но точно оценивает складывающуюся ситуацию. Однако при по­пытке вступить в активное взаимодействие мгновенно теряет это понимание. Выйдя из ситуации общения, он опять оказывается способным адекватно оценить сложившееся положение, но воз­вращение в нее снова дезориентирует его, что ведет к повторению все тех же ошибок. Дискомфорт и тревога, дезавтоматизируя про­цессы общения, мешают субъекту реализовать в этой области свое интуитивное предвидение, способность решать новые задачи и использовать прошлый опыт.

Дискомфорт в эмоциональном контакте оказывает отрицатель­ное влияние и на организацию психосоматических процессов: от «косого», недоброжелательного взгляда «подкашиваются ноги», «замирает сердце», «застревает кусок в горле». Известна также ог­ромная зависимость вегетативных реакций от степени значимос­ти ситуации общения, как и возможность фиксации боязни обна­ружения этой зависимости, например, страх покраснения, спо­собствующий дальнейшему нагнетанию трудностей контакта.

Более того, неуверенность в соответствии стандартам эмоци­онального качества, как нам кажется, может нарушить не только формирование самооценки, но и развитие адекватного образа соб­ственного тела. Возможно, именно с этим во многих случаях свя­заны переживания дисморфофобии. Характерно, что они часто возникают у девочек подросткового возраста, особенно чувстви­тельных к оценке их внешнего вида сверстниками. Известно так­же, что подобные переживания нередко связаны с ощущением

Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения

435

избытка собственной «телесности» и могут привести к анорексии. Сама еда в этих случаях, как правило, отвращения не вызывает — девочки часто с удовольствием готовят и кормят других. Для себя же они стремятся к идеальной бесплотности, что тоже может рас­сматриваться как сверхжесткое подавление проявлений индиви­дуальной телесной жизни.

Особая ранимость в контактах, дезавтоматизация процессов общения заставляет субъекта, с одной стороны, оставаться в сто­роне от активного взаимодействия, с другой — пытаться посто­янно дополнительно контролировать и перепроверять себя. Это может обусловить развитие тенденции к постоянной рефлексии. В быту мы часто говорим о «самокопании», «самоедстве» такого человека. Постоянная рефлексия нацелена здесь не только на ре­альное осмысление происходящего, но и все в большей степени становится средством саморегуляции — редукции дискомфорта и связывания страхов общения, а это, в свою очередь, может создать зависимость от складывающихся способов защиты от астеничес­ких переживаний.

Другим, более действенным средством саморегуляции стано­вится обращение к высоким эмоциональным ценностям. Пере­живание субъективной связи с ними и тонизирует, и дает ощуще­ние защищенности от превратностей жизни. Вместе с тем, это зак­репляет опасность отстранения от реального взаимодействия с несовершенными в своих недостатках людьми.

Мы видим, таким образом, что увеличение чувствительности затрудняет разрешение адаптивных задач четвертого уровня, ве­дет к потере пластичности во взаимоотношениях с людьми. Лич­ные связи становятся все более избирательными, хрупкими, на­капливается травматический опыт непонимания и потери привя­занности. Это может послужить причиной фиксации в поведении отстраненной позиции мизантропа, нелюдима, активно отказы­вающегося от общения с людьми. В данном случае уместно вспом­нить знаменитого героя Ж.-Б. Мольера, или характерный для ро­манов Ч.Диккенса тип второстепенного героя (героини) — старо­го холостяка, угрюмого брюзги, нелюдима, даже отшельника, который при ближайшем рассмотрении оказывается чрезвычай­но ранимым, безотказным человеком, не получающим удовлет-

436

Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения

ворения от своих благородных поступков, боящимся подпустить к себе людей и привязаться к ним.

Дело, однако, не ограничивается нарастанием напряженнос­ти и болезненности в отношениях с другими людьми. Как и в слу­чаях других слишком чутких уровней, малая выносливость чет­вертого может изменить всю систему организации сознания, ко­торая в целом тоже становится слишком хрупкой и неустойчивой. Во всех предыдущих случаях мы связывали это преимущественно с авторитарностью четвертого уровня, пытающегося своими не­адекватными средствами компенсировать недостаточность низ­ших механизмов. Теперь мы имеем дело с несколько иной ситуа­цией, когда страдает и сам высший уровень, и низшие инстанции, развитие которых блокируется строгими ограничениями эмоцио­нального контроля.

Нарастающее неправомерное ущемление уровней индивиду­альной адаптации уменьшает их вклад в саморегуляцию, в обес­печение полнокровной жизненной активности и устойчивости субъекта в отношениях с миром. Неустойчивость индивидуальной дистанции, ущемление собственных пристрастий, привычек, не­возможность полного переживания победы, вечная отравленность ее укором сострадания проигравшему — все это в условиях болез­ненности самого человеческого общения становится фоном хро­нического дискомфорта, жизненной неудовлетворенности, что тоже может привести к деформации системы смыслов.

Леформаиия системы смысловой организации сознания

В этом случае деформация происходит в связи с катастрофи­ческим выхолащиванием развития низших уровней индивидуаль­ных аффективных смыслов и формализацией высшего эмоцио­нального смысла.

Неразработанность индивидуального аффективного кода пе­реживаний низших уровней оборачивается неразработанностью кодов непосредственного понимания другого человека, его ком­форта и дискомфорта, желаний, страхов, стремления к успеху и горечи поражения, недоразвитием самого тела индивидуальной аффективной жизни, способного непосредственно резонировать переживанию другого человека. На каком-то этапе это может стать

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]