Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

Глава 3. Система аффективной организации сознания и поведения

Особенности и функции системы

До сих пор мы обсуждали вклад каждого уровня в организацию нашей адаптации. При этом, однако, мы постоянно отмечали воз­никновение в этом процессе сложных межуровневых взаимодей­ствий, что делает необходимым рассмотрение системы аффектив­ной организации поведения в целом.

Мы проследили выше, как с изменением адаптивного смысла меняется наше мироощущение, выстраивается поведение, отвеча­ющее требованиям складывающихся обстоятельств. Было выделе­но четыре класса адаптивных задач, определенных различными по содержанию потребностями и требующих для своего разрешения разного уровня активности в отношениях с миром: пластичности в контактах, приспособления к постоянно воспроизводящимся ус­ловиям жизни, активной адаптации в неопределенных условиях, произвольной организации в социальной среде.

Аффективное переживание мы рассматривали как механизм, определяющий субъективный смысл происходящего и, таким об­разом, организующий процесс адаптации. Было показано, что каждому классу адаптивной задачи соответствует свой тип пере­живания, особый по характеру и структуре, усложняющейся с ро­стом активности во взаимодействии с миром. Представляется, что аффективную сферу можно соотнести с системой адаптивных смыслов с помощью переживаний, модулирующих наше созна­ние и дающих форму приспособительному поведению.

164

Гл а в а 3. Система аффективной организации сознания и поведения

Таким образом, в этой части мы сделаем попытку рассмотреть аффективную сферу как систему адаптивных смыслов, отвечаю­щую не за отдельные моменты адаптации, связанные, например, с регуляцией активности, побуждением или эмоциональной оцен­кой, а за организацию целостного приспособительного поведения, обеспечивающего разрешение простых и сложных задач на раз­ных уровнях активности во взаимодействии с миром. Она будет рассматриваться нами как активная целостная система со своими принципами организации афферентного входа и эфферентного выхода, центральной переработки информации, имеющая воз­можность саморегуляции — поддержания собственной активнос­ти и стабильности в отношениях с миром.

Последнее принципиально важно и требует специального вни­мания. Формулируя принципы физиологии активности, Н.А.Бер-нштейн (Бернштейн, 1990) ведет нас к пониманию того, что жи­вая система отличается от неживой наличием в ней негэнтропи-ческих процессов. Если это справедливо по отношению к физиологическим системам, то тем более и к системам более ак­тивным, психическим. Н. Винер (Винер, 1968), рассматривая прин­ципы работы психической системы, выделяет процессы саморе­гуляции аффективного тонуса. Как известно, А. Р. Лурия (Лурия, 1973), также говорит о наличии специального функционального блока поддержания тонуса и регуляции динамики психических процессов, обеспечивающего оптимальный уровень бодрствова­ния, возможность активно воспринимать и перерабатывать инфор­мацию, избирательно вызывать в памяти необходимые системы связей, осуществлять контроль за протеканием психических про­цессов, корригируя ошибки и сохраняя направленность деятель­ности.

Понятно, что только благодаря специальным психическим процессам, направленным на поддержание собственной активно­сти выше уровня активности среды, субъект может не только реа­гировать, но и активно овладевать обстоятельствами — добывать и перерабатывать информацию, использовать прошлый опыт и предвосхищать будущее. Именно поэтому необходимо выделять две основные, взаимосвязанные, но отдельные функции аффек­тивной сферы: 1) организацию разрешения реальных жизненных

Гл а в а 3. Система аффективной организации сознания и поведения

165

задач — непосредственно формирования адаптивного поведения и 2) организацию саморегуляции — обеспечение и поддержание необходимого тонуса и стабилизации динамики аффективных процессов.

Рассматривая процессы аффективной саморегуляции, мы об­ращаемся к той части психической жизни, которая, находясь за рамками процесса непосредственного удовлетворения наших ре­альных и конкретных жизненных нужд, представляется нам ме­нее обязательной, менее утилитарной, но, тем не менее, является первичной жизненной категорией, общим признаком живого су­щества. Именно так Й. Хейзинга (Хейзинга, 1992) определяет сущ­ность игры, и, подчеркивая ее витальную значимость, указывает на серьезную захваченность играющего существа.

Другим важным для нас моментом является то, что мы рас­сматриваем аффективную сферу как многоуровневую систему, способную одновременно разрешать несколько разнородных и даже разнонаправленных адаптационных задач. Таким образом, здесь мы тоже следуем идеям Н.А. Бернштейна о многоуровневой организации взаимодействия живой системы со средой, разрабо­танным им на примере организации движения.

Основы этого подхода, как известно, были заложены в рабо­тах 3. Фрейда, Э. Кречмера, К. Бюлера, Л .С. Выготского и других авторов, полагавших, что архитектоника душевной жизни «стро­ится <...> по принципу слоев, инстанций, находящихся одна над другой» (Фрейд, 1990, с.255), что ступени организации поведения надстраиваются друг над другом, и существует «своеобразная гео­логия в развитии генетически наличных пластов в поведении», что низшие слои не уничтожаются, а продолжают жить в высших как их подчиненная инстанция (Выготский, 1983 а, с.126).

Уровни в системе аффективной организации поведения

Рассматривая вслед за К. Бюлером ступени развития поведения, Выготский к трем стадиям «натурального» поведения — инстинк­ту, дрессуре и интеллекту добавляет четвертую — волю, связан-

166

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]