Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

Глава 5 Конфигурации культуры как акцентуации в развитии системы аффективной организации сознания

311

аналитическую математику, контрапункт в музыке и центральную перспективу масляной живописи.

Рассмотрим теперь особенности самоощущения человека этой культуры. Новое время коренным образом меняет отношение к жизни тела. В Средневековой культуре, утверждавшей торжество моральных ценностей над жизнью тела, идеалом было телесное самоограничение, лишения, страдание. Теперь дуализм верха и низа становится менее напряженным, и страдание перестает быть знаком милости Божией, а удовольствие — грехом. В то же время это не является и возвращением к архаической или античной куль­туре естественной гармонии жизни одушевленного тела.

Новое время культивирует иную форму дуализма, обусловлен­ную активным вмешательством деятеля в природные процессы. Соответственно и тело начинает рассматриваться как объект изу­чения60 , средство достижения целей экспансии или удовольствия.

С одной стороны, за ним начинают больше следить и ухажи­вать, растет стремление за счет искусственных «приставок» рас­ширить пределы возможностей руки, слуха, зрения, найти техни­ческую возможность выйти в другие, ранее недоступные для тела среды. С другой, — тела теперь стыдятся, стараются все больше контролировать его естественные проявления.

A.M. Гуревич (Гуревич, 1984), цитируя работы Н. Элиаса, от­мечает, что контролировать телесные проявления, стыдиться их начинают не в Средневековье, а при переходе к Новому времени. Именно тогда появляются многочисленные трактаты о застоль­ных манерах (в том числе Эразма Роттердамского), в которых осуж­даются естественные для средневекового человека вещи — запре­щается есть руками, из общей миски, пить из одного кубка, пле-

60 Человеческое тело перестает рассматриваться в соотнесении с при­родными ритмами и гармонией космоса, начинается активное изучение его устройства, возникает лавинаоткрытий ванатомии и физиологии: тело пре­парируют и исследуют как механизм, выделяют отдельные функции; воз­никает и нарастает специализация врачей и исследователей. Соответственно понятен и отход от старых принциповлечения недугов —принцип «подоб­ное подобным» теперь вызывает у специалистов лишь усмешку, ищется средство непосредственного воздействия на причину заболевания и вос­становления телесной функции.

312

Глава 5 Конфигурации культуры как акцентуации в развитии ' системы аффективной организации сознания

вать и сморкаться за столом. Сдвигаются границы стыдливости в естественных отправлениях: отход ко сну и подъем из постели выделяются из сферы общественных отношений и перемещаются внутрь семьи, появляется особая одежда для сна, носовой платок, вилка, стремление к чистоплотности становится добродетелью. Только к XVIII веку утверждается правило, согласно которому в комнате для сна размещаются только лица одного пола. Сексу­альные отношения перестают быть частью социальной жизни и уходят в недра семьи, появляется стремление исключить их из поля зрения ребенка (Арьес, 1999).

Идеальный человек Нового времени отказывается от господ­ства обычая и принимает условия неопределенности, опасности, он сам выбирает стратегию своего поведения (Лотман, 1992 б). A.M. Гуревич (1984, с.325) определяет культуру Нового времени как культуру «человека на распутье», вновь и вновь оказывающе­гося в ситуации выбора, причем не жестко дуалистического, ко­торый предполагает нравственное сознание, а множественного, происходящего в условиях неопределенности. Эталоном здесь ста­новится уже не моральная личность Средневековья и тем более не родовая личность архаической культуры, атворческая, самоутвер­ждающаяся и самовыражающаяся личность. Именно эти ценнос­ти избираются культурой Возрождения и утверждаются в филосо­фии Гуманизма — человек становится активным центром мира.

Традиционная и нравственная культура сочли бы бесчестным и слабым человека, уклоняющегося от велений судьбы и мораль­ного долга, но Новое время формирует человека, который «делает себя сам», берет на себя ответственность за выбор и, нарушая тра­диции, находит свое собственное решение задачи — индивидуа­листа, авантюриста, исследователя, испытателя. Человек сознает себя творцом истории и хочет быть им (Элиаде, 1987), при этом он становится менее связан правилами и нормами поведения, фор­мулируются новые принципы политической жизни — «цель оп­равдывает средства».

Дж. Нидэм указывает, что именно в конце средних веков об­щество перестает относиться с презрением к новаторам в ремесле и технике, а до этого их творчество оценивалось полупрезритель­но, как хитрые уловки (цит. по Пригожину). В идеалах культур,

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]