Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

Глава 5.

Конфигурации культуры как акцентуации в развитии системы аффективной организации сознания

315

К. Л еви-Стросс (1994) отмечает принципиальное отличие азар­тных игр Нового времени от ритуальных игр в традиционных куль­турах. Если в последнем случае результат всегда предопределен и заключается в установлении определенного равновесия (в Новой Гвинее тоже с удовольствием играют в футбол, но ровно столько партий, сколько необходимо для достижения ничейного резуль­тата), в новое время результат не определен — все зависит от са­мих участников. Ритуальная игра приводит к победе «команду жизни» над «командой смерти», переводит всех через обряд ини­циации, в азартной же игре, наоборот, из подчеркнутого равнове­сия равных возможностей возникает и утверждается неравнове­сие — личная победа.

Новое время знаменуется развитием сюжетного искусства, свя­занного с драматическими событиями индивидуальной жизни че­ловека, с психологическим анализом его переживаний. Если для античной культуры трагедия являлась трагедией случайного мига в жизни материальной личности, и для нее необходимо было со­хранение единства времени и места, то трагедии Шекспира явля­ются трагедиями развития индивидуальной души и менее зависят от внешних обстоятельств {Шпенглер, 1993).

В живописи символы вечной красоты сменяются индивиду­альными портретами в живописи, приобретает популярность жанр личных записок, мемуаров, исповеди. Изящная словесность, «пле­тение словес», постепенно вытесняются литературой, привлека­ющей пружиной сюжета — нагнетанием помех, сложностей, опас­ностей на пути героев к цели, кульминацией, победой героев над обстоятельствами и развязкой — счастливым концом.

Если исходно это — сюжет полнокровного пронзительно лич­ного переживания (О. Шпенглер говорит об этой культуре не толь­ко как о культуре аналитической математики, масляной живопи­си и карманных часов, но и как о культуре автобиографий, днев­ников, исповедей), трагической напряженности душевной жизни, то позже происходит все более механистическое заострение сю­жета приключения. Происходит специальное выделение остросю­жетного, приключенческого, детективного жанров литературы. В дальнейшем проигрыш ситуаций катастрофы, ужаса, уже без обя­зательной благополучной развязки, приводит к потере сюжета,

316

Глава 5 Конфигурации культуры как акцентуации в развитии системы аффективной организации сознания

связанного с индивидуальной жизнью, и к развитию искусства непосредственной механической стимуляции переживания испу­га, нарушения равновесия. Как мы знаем, подобная стимуляция острых ощущений особенно характерна для наиболее массового современного искусства — кинематографа.

Мы видим, что культура экспансии развивает не только объектное отношение к собственному телу, но и рождает дуализм в восприятии своей душевной жизни. Как и тело, душа стано­вится отстраненным объектом исследования, выделяются и ус­пешно изучаются отдельные психические функции, выстраива­ются гениальные конструкции, однако накапливаемые объектив­ные знания не дают целостного понимания душевной жизни. К.Г. Юнг (1992), обсуждая общую тенденцию объектного отношения к жизни души, говорит и о психоанализе как о реинтеграции пси­хики, выделении отдельных психологических проблем и поста­новке узких профессиональных задач психотерапии. Страдание перестает восприниматься как необходимая душевная работа, испытание, посланное Судьбой или Богом, душевная травма рас­сматривается как нарушение нормального функционирования психики, мешающая успешно жить и требующая вмешательства специалиста.

Понятно, что именно в этой индивидуалистической культуре человек остается наименее эмоционально защищен перед лицом неизбежной грядущей смерти (Элиаде, 1995,1996; Арьес, 1999). Она уже не воспринимается как естественный переход между жизнен­ными циклами, или как высокий момент подведения итога дос­тойно прожитой жизни. Это даже не просто конец индивидуаль­ного существования, но в какой-то степени и проигрыш, пораже­ние человека в борьбе с обстоятельствами. Арьес замечает, что в современном обществе, где необходимо поддержание оптимисти­ческого настроя, смерть просто начинает игнорироваться. Она все более прячется в палаты больниц, отдается в руки профессиона­лов, и даже траур по близкому становится необязательным, выра­жения скорби начинают скрываться, поскольку воспринимаются как неприличные.

Новое время создает свои культурные формы отношений с идеальной сферой. Во-первых, идея Бога все больше совмещает-

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]