Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

Глава 3. Система аффективной организации сознания и поведения

Бульшая активность второго уровня аффективных стереоти­пов по отношению к первому уровню пассивной пластичности не вызывает сомнений, как и большая активность третьего уровня активной экспансии, овладения неопределенными условиями по сравнению со вторым, только фиксирующим стереотипы контак­та с миром. В то же время утверждение о доминировании четвер­того уровня эмоционального контроля над уровнем страсти, вле­чения к витально важной цели, как и над уровнем азарта, преодо­ления опасности, игры с препятствием на первый взгляд кажется натянутым.

Мы знаем, однако, что, несмотря на витальную важность ре­шения задач личной адаптации, сообщество в целом сохраняет контроль над нашей индивидуальной жизнью, и это доказывает­ся самим фактом его существования. П.В. Симонов (Симонов, 1975) приводит данные этологических исследований, свидетельствую­щие, что агрессивность у животных контролируется не уровнем интеллектуального развития, а механизмами групповой органи­зации, которые успешно противостоят индивидуальным потреб­ностям. Внутривидовая агрессия является реакцией на сопротив­ление противника и не преследует отказавшегося от борьбы. Из­бегание тоже не обязательно связано со страхом, а альтруизм более характерен для особей, занимающих высокое положение в иерар­хии группы (Лоренц, 1994).

Представляется, что яркость свободного проявления второго и третьего уровней по сравнению со сдержанностью и скупостью четвертого, не должны нас смущать. Безусловно, аффективная энергия обнаруживается прежде всего в ее свободном движении. На втором уровне, пока сохраняется привычный ход событий, ав­томатизм, привычка тоже не представляются сгустками энергии, но заряженность аффективного стереотипа проявляется в момент его образования или разрушения. На третьем уровне, где пережи­вание организует поток активности, направленной на решение задачи, мы всегда можем проследить динамику целенаправленного преодоления препятствия.

Структура переживания четвертого уровня, наоборот, макси­мально связывает, скрывает внешние проявления волевого уси­лия. Оно обнаруживается лишь в самой устойчивости, структури-

Глава 3. Система аффективной организации сознания и поведения

185

рованности произвольных форм поведения, неограниченном тер­пении, возможности тратить себя, следуя велению долга. Именно уровень эмоционального контроля в наибольшей степени огра­ничивает экономию и защитные тенденции первого уровня. От­метим еще раз, что П. Флоренский (Флоренский, 1990), С. Булга­ков (Булгаков, 1991) рассматривают долг именно как возможность длительного произвольного напряжения.

Во-вторых, общая тенденция высших уровней ограничивать степени свободы низших дополняется, как мы уже обсуждали выше, особым распределением сил внутри системы. Мы просле­дили, как по мере повышения активности и усложнения структу­ры переживания уровни поочередно обращаются к разрешению двух полярно направленных задач: первый и третий обеспечива­ют адаптацию к изменчивой среде, второй и четвертый — к ста­бильной. Методы их разрешения, соответственно, тоже противо­положны как гибкое рефлекторное кольцо и жесткая фиксация способов взаимодействия с миром. Таким образом, каждый над­страивающийся уровень для решения своих задач, с одной сторо­ны, должен подавить или ограничить тенденции предыдущего, но с другой — может опереться на возможности уровня, стоящего через один, освободив его от тормозящих влияний их общего со­седа и антагониста.

Такая организация создает предпосылки для развития гибко и целенаправленно управляемой системы, дает возможность не про­сто жесткого доминирования, а избирательного ограничения сте­пеней свободы системы и точной адресации организуемого пове­дения разрешению конкретной задачи в конкретных обстоятель­ствах (Бернштейн, 1990).

1 Необходимо также отметить, что ограничение каждого уровня в преследовании собственной аффективной цели не дает ему и в области саморегуляции замкнуться на стремлении лишь к своему типу удовольствия и вводит его работу в сложный контекст реаль­ности. Сверхсосредоточение (в патологии — влечение) на однотип­ных аффективных впечатлениях, по нашему мнению, может сви­детельствовать именно о нарушении межуровневого баланса сил.

Кроме основной оппозиции (адаптации к стабильно определен­ным и неопределенным, постоянно меняющимся обстоятельствам)

186

Гл а в а 3. Система аффективной организации сознания и поведения

мы можем выделить и ряд других, увеличивающих маневренность системы. Первое — это, конечно, оппозиция первого, низшего уров­ня, обеспечивающего генерализованную защиту, редукцию напря­жения и остальных активных уровней, санкционирующих все бо­лее серьезные затраты в контактах со средой; второе — это проти­востояние высшего, четвертого уровня, ориентированного на социальные оценки и нормы, и низших, решающих задачи инди­видуальной адаптации; и, наконец, третье — это разнонаправлен-ность, с одной стороны, первого и четвертого уровней, организую­щих (пластично или с помощью деформации) поведение в соответ­ствии с рисунком воздействия внешней среды, физической и социальной, с другой — второго и третьего уровней, активно про­ецирующих вовне индивидуальные формы жизни.

Все эти множественные перекрестные оппозиции служат га­рантом сохранения целостности и гибкой управляемости систе­мы. Они обеспечивают, во-первых, возможность адекватной адап­тации в конкретных, реальных обстоятельствах, а во-вторых, что не менее важно, они сохраняют живыми все уровни аффективной жизни. Сохранение этой разноголосицы, как мы уже говорили, не допускает механистичности в отношениях с миром, повышает адаптивные возможности всей системы и создает условия для ста­новления саморазвивающегося сознания.

Наиболее четко координированное, иерархически организо­ванное и одновременно гибкое взаимодействие уровней необхо­димо для решения задач непосредственной адаптации, осуществ­ление же функции саморегуляции, вероятно, не требует столь от­ветственной и сбалансированной координации и обязательного соблюдения правил субординации. И хотя каждый из уровней вно­сит свой уникальный вклад в процессы регуляции аффективного тонуса и стабилизацию аффективных процессов, решаемые ими задачи не противопоставлены друг другу, и они действуют здесь в большей степени содружественно. Неуравновешенные множе­ственными оппозициями отношения сохраняют большую степень свободы, и это создает широкие возможности в развитии вариан­тов взаимодействия, возникновения большого числа комбинаций межуровневых механизмов, что, в свою очередь, способствует по­явлению многообразных культурных форм саморегуляции.

Гл а в а 3. Система аффективной организации сознания и поведения 187

Развитие функциональных систем аффективной организации сознания и поведения

В зависимости от функции можно выделить разноорганизован-ные системы: аффективной организации реальной адаптации (S1) и саморегуляции (S2). Опираясь на исследования А.Р. Лурии (Лу-рия, 1973), мы можем предположить, что на основе этих главных, идеальных и целостных психических систем рождается и множе­ство других, частных и более или менее временных функциональ­ных, отвечающих своим конкретным задачам приспособления и саморегуляции: Sla, Sib... и S2a, S2b...

А. Функциональные системы решения задач адаптации

Способы взаимодействия уровней в функциональных систе­мах отвечают требованиям задачи. В случаях системы типа S1 мы достаточно легко можем определить ведущий и обслуживающие его фоновые уровни, характер взаимодействия которых зависит от смыслообразующей задачи и конкретных (внутренних и вне­шних) условий. Эти условия задают оттенки взаимоотношений осознанных и неосознанных структур переживания, неоднознач­ность поведения субъекта в данной ситуации.

Так, если организация процесса общения обеспечивается ве­дущим — четвертым уровнем эмоционального контроля, то в ка­честве фоновых могут быть задействованы третий — с его возмож­ностью осуществлять экспансию, устанавливать конкретную иерархию отношений; второй — с фиксацией пристрастий, анти­патий, стереотипов контакта, и первый — с интуитивным уста­новлением дистанции, расположения или нерасположения к об­щению. Однако в каждом конкретном случае официального или дружеского общения, влюбленности, соперничества или зависи­мости характер взаимодействия ведущего и фоновых уровней бу­дет выстраиваться в точном соответствии с особенностями смыс­ловой задачи и ее ситуативного контекста.

Точно так же ведущим уровнем организации исследовательс­кого поведения выступает уровень аффективной экспансии, ко-

188

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]