Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

Глава 6.

Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения

425

с субъекта обязанность делать свой выбор, занимать собственную позицию. Индивидуальный интерес к чему-либо, внимание к об­ласти, незначимой для других, в этом случае может субъективно оце­ниваться отрицательно. Однако наряду с недоразвитием механиз­мов индивидуальной экспансии повышается вероятность вовлече­ния в экспансию других, и, соответственно, появляется опасность стать невольной жертвой порыва массового энтузиазма.

Таким образом, увеличение выносливости четвертого уровня, так же как и чрезмерное усиление низших слоев, создает реаль­ную угрозу обеспечению безопасности субъекта.

На этой основе развивается еще один характерный инфантиль­ный тип организации сознания, нуждающийся в постоянной внеш­ней поддержке. Мы уже говорили о возможности формирования сходного типа в ситуации сверхсильного первого уровня. Однако если в предыдущем случае постоянная внешняя организация и контроль требовались для противостояния пластичности первого уровня, ограничения импульсивности, артистической наклонно­сти субъекта воплощаться в формы всего происходящего вокруг и, заигрываясь, проявлять детскую необязательность и жестокость, то здесь мы имеем дело с иной ипостасью «детскости». Субъект в данном случае и не пытается «улизнуть», он активно нуждается в другом человеке, в заданной им многомерной форме индивиду­альной жизни, дополняющей и уравновешивающей социальные правила, стремится ее принять.

Компенсирующей основой становится эмоциональная привя­занность, придающая индивидуальному существованию субъекта не только форму, но и смысл. Усвоение формы сознания и систе­мы смыслов другого человека разрешает проблему организации устойчивой индивидуальной картины мира и определяет харак­тер всего адаптивного поведения субъекта.

Вспомним описанный А.П. Чеховым трогательный образ Ду­шечки с ее отчаянной потребностью в эмоциональной привязан­ности, счастливым узнаванием себя в любимом человеке, служе­нием и воплощением себя в формах его существования. При по­тере любимого она теряет не только внешние опоры, но и сам смысл, чувство жизни; но готова с появлением новой привязан­ности узнать, ожить и воплотить себя в новой форме.

426

Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения

В этом случае не только четвертый уровень обретает возмож­ность ориентации на устойчивые ценности, но и все другие слои сознания субъекта получают полнокровную жизнь и даже разви­тие в структуре сознания близкого человека. Первый уровень (если эта структура позволяет), пластично подстроившись, проявит ин­туицию в действии и в понимании происходящего, второй — раз­работает жизненный стереотип, третий — не только примет за­данные ему формы экспансии, но и усвоит соответствующий уро­вень притязаний («Мы с Ванечкой...»). И, соответственно, все уровни аффективной жизни окажутся в состоянии освоить необ­ходимые формы саморегуляции, обеспечивающие активность и стабильность системы сознания.

Подобное сознание инфантильно и нуждается в постоянной внешней поддержке, поскольку устойчивая организация его сис­темы смыслов не может развиваться самостоятельно при недоста­точной сформированности индивидуального «противовеса» соци­альным воздействиям, каким являются механизмы индивидуаль­ного сознания первого, второго и третьего уровней. Наиболее полноценную компенсацию это сознание получает в развитии эмоциональной привязанности и усвоении форм аффективной жизни, структуры сознания близкого. Однако можно предполо­жить, что в какой-то момент дальнейшее усиление эмоциональ­ной пластичности сможет привести к уменьшению избиратель­ности и способности к формированию прочной эмоциональной привязанности, а следовательно, к увеличению угрозы упроще­ния системы смыслов сознания, ее деформации.

Леформаиия системы

Можно предположить, что нарастание потребности в обще­нии, удовольствия от общения как такового приведет к расшире­нию возможного диапазона в контактах, а следовательно, к умень­шению эмоциональной избирательности и затруднению ее фик­сации как компенсирующей привязанности. Система смыслов близкого человека перестанет быть той формой и средой, в кото­рой осуществляется индивидуальная аффективная жизнь субъек­та и развивается противовес непосредственному социальному вли­янию среды. Более того, потребность и выносливость в общении

r f Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы

1 л а в а и. аффективнои организации сознания и поведения

427

заставляют его стремиться к переживанию человеческой общнос­ти как таковой. В этих условиях структура смыслов упрощается и уплощается: субъект отождествляет себя со своей семьей, соци­альной группой, слоем, классом или нацией. Потребность в груп­повой общности начинает доминировать над всеми другими, наи­более значимым переживанием становится переживание общего воодушевления, что тоже рождает особую психопатическую кон­струкцию.

При упрощении структуры сознания сама ее иерархия здесь сохраняется, поэтому сохраняется целенаправленность системы; ее адаптивность даже повышается в сравнении с ее инфантиль­ным типом89. Организация поведения не осложняется внутрен­ними оппозициями системы индивидуального сознания и фор­мируется исключительно интересами социальной группы, с ко­торой отождествляет себя субъект. Все аффективные механизмы развиваются именно для этого, поэтому в русле достижения этих целей появятся одновременно как большая пластичность, чут­кость, изворотливость, хитрость, так и усвоение и развитие необ­ходимых навыков.

Опасность заключается втом, что человек, не принадлежащий к «своим», например, «классово чуждый», не будет в этом случае попадать под действие механизма эмоционального контроля. Сня­тие внутренних противоречий делает субъекта потенциально опас­ным для других людей — орудием семейных, классовых, нацио­нальных и других общественных интересов («верным сыном...» или «пламенным борцом за дело...»), поскольку частное сострадание или личная привязанность не смогут реально конкурировать со сверхценным переживанием общего воодушевления.

Понятно также, что сладость причастности к общему вооду­шевлению может стать причиной нарушения баланса функций ре­альной адаптации и саморегуляции, то есть возникновения угро­зы сохранению целостности системы сознания. Эта угроза прояв­ляется в очерчивании влечения субъекта к переживанию подобных порывов.

8 9 Это мы отмечали и в других вариантах деформации системы смыслов.

428

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]